Как научить ребенка писать сочинение в 1-5 классе

Дорогие читатели, данная статья является логическим продолжением материала об умении пересказывать.

Разносторонние занятия с ребенком с самого раннего возраста, пробуждение в нем творческой активности и познавательного интереса – вот залог его успешных сочинений, когда он повзрослеет.

Сочинение – это то же самое самостоятельное изложение мыслей, только на бумаге, а не в устной форме.

Поэтому, если вы в свое время развивали речь малыша, его воображение, тренировали его память, играли с ним в ассоциативные игры, подмечали мелочи окружающего мира, научились вместе с ребенком пересказывать тексты, то написать сочинение для вас не составит особого труда. Ведь в сочинении важно не только умение перечислять то, что увидел или прочитал, а важно и красиво оформить свою речь, снабдив ее красочными эпитетами.

Но если даже вы просто приучили себя к ежедневным разговорам с ребенком не простыми короткими фразами: «Подай мне чашку», а, например, «Подай мне, пожалуйста, вон ту цветную чашку с золотой каемочкой, разрисованную красивыми цветами, которая стоит на нижней полке справа от тебя», то это уже просто здорово и дает великолепные результаты в деле развития речи ребенка и его образов языка.

Методисты рекомендуют также деткам писать изложения. Изложение – это воплощение пересказа любого текста на бумаге в письменной форме. Т.е. тренируемся пересказывать текст и тут же пишем пересказанное в тетрадь (конечно, если ваше чадо уже овладело навыками письма). Великолепный метод, дающий впечатляющие результаты!

Как научить ребенка писать сочинение в 1-5 классе

Однако если все-таки с изложением мыслей на бумаге у малыша остаются какие-либо трудности, то они легко устранимы при условии регулярных тренировок. Как и в пересказе, при написании сочинения важна последовательность действий и четкий план. Методисты предлагают следующую схему работы, как писать сочинение:

Как работать над сочинением

1. Тема сочинения 

Обсудите вместе с ребенком тему сочинения и определите:

  • о чем писать в сочинении (о чем нужно рассказать обязательно, а какие детали можно обойти стороной);
  • какие события описывать и как это сделать интереснее;
  • какая эмоциональная окраска должна быть у сочинения.

Например, у вас тема: «Мой домашний любимец»:

  • представляем своего питомца: как его зовут, его порода, как он выглядит, какой у него характер;
  • выбираете несколько интересных событий в вашей общей жизни (забавных или печальных): что именно случилось, как повел себя ваш питомец в этой ситуации, что с ним произошло в результате;
  • описываете, как вы относитесь к животному: какие эмоции он у вас вызывает, почему вы его любите и т.д.

 2. Собираем материал для сочинения

Материал сочинения – это те события, которые вы собираетесь описывать. В сочинении, обычно, не ограничиваются несколькими словами, поэтому подумайте, как интереснее можно написать о произошедшем:

  • добавляем больше прилагательных (смелый щенок, отважный друг, несчастный котенок, мокнущий под дождем);
  • добавляем интересные сравнения (в этот момент щенок был похож на отважного льва; хвостик котенка дрожал на ветру, как шелковая ленточка);
  • находим много синонимов (слова со схожим смысловым значением) для существительных и глаголов, которые употребляем: мне нравится – я восхищен; сражаться – биться, спасать – выручать; питомец – домашний любимец и т.д.);
  • добавляем красок окружающей действительности (в тот момент, когда щенок бросился в воду, грянул гром, сверкнула молния, и все вокруг озарилось каким-то волшебным светом).

Сначала, для простоты, вы можете написать свою историю, используя обычные слова без описательных характеристик, а потом, что называется, «нарастить мясо» на скелет, придумав яркие прилагательные и причастия к каждому существительному.

3. Составляем план сочинения

План сочинения – нужен для того, чтобы иметь возможность последовательно изложить свои мысли и не запутаться. План нужен обязательно, чтобы избежать хаоса повествования (ни в коем случае не пропускайте этап его составления). Обычно, план содержит следующие основные пункты:

  • вступление (здесь рассказываем о том, почему выбрали именно эту тему, чем она вас привлекает, или о чем именно будет ваше сочинение);
  • основная часть (здесь непосредственно излагаются все события, о которых вы хотите рассказать, т.е. дается основная канва вашего рассказа);
  • заключение (здесь мы подводим итоги того, что написали в основной части, рассуждаем и высказываем личное мнение о произошедшем).

4. Непосредственная работа над сочинением

Работа над сочинением – сначала лучше написать сочинение на черновике, затем следует внимательно прочитать (лучше несколько раз), откорректировать, исправить ошибки, сделать каждое предложение красивым, обогатив его дополнительными сравнениями и описаниями.

Например, обычное предложение

«Щенок бросился в воду и спас котенка»

может выглядеть следующим образом:

«Отважный маленький песик, не колеблясь ни секунды, храбро бросился в воды холодного неприветливого озера. Отчаянно сражавшемуся с непогодой маленькому герою, наконец, удалось приблизиться к тонущему котенку, которого он взял зубами за шиворот, и с огромным трудом вытащил из водоема, рискуя собственной жизнью».

Будет замечательно, если на следующий день у вас появится возможность еще раз проверить написанное. Это очень полезно —  просматривать сочинения «свежим глазом». Сразу видны любые недочеты, а ошибки прямо «бросаются в глаза» сами.

Виды сочинений

Ученики постарше пишут несколько видов сочинений:

Сочинение по картине

Сочинение по картине требует творческого подхода, внимательности (рассмотреть картину очень подробно) и сбора фактического материала (ФИО художника, годы жизни, название жанра произведения и т.п.). Оно содержит несколько этапов:

  • во вступлении необходимо написать несколько предложений о художнике: как его зовут, когда жил, из какой семьи происходил, где и как учился, какой жанр для него был предпочтительным. Например, Иван Константинович Айвазовский – великий художник-маринист армянского происхождения. Родился в семье армянского купца в 1817 году…. и пр.
  • основную часть описания картин делят на 3 этапа:
  • передний план: на переднем плане картины Айвазовского «Парусники» море передано очень темным цветом, оно практически черное. Так автор хотел показать невероятное могущество стихии и таящуюся в ней опасность.
  • задний план: однако на заднем плане мы видим, что солнце освещает темные воды моря, пронзая своим светом все полотно и придавая энергии всему изображению, а также уверенности в том, что морское путешествие закончится благополучно для парусников и находящихся на них людей…
  • описание особенностей картины. Здесь говорим о том, как выписаны детали на картине, какое настроение у полотна в целом, какое впечатление оно производит: Небо, море и парусники выписаны с величайшим вниманием к деталям. Даже мимолетный взгляд улавливает тяжелые тучи, плывущие над морем, и опасность, исходящую от вздымающихся волн. Однако игра солнечного света и спокойные позы матросов на парусниках смягчают тревогу, первоначально появляющуюся у любого человека при первом взгляде на картину.
  • Заключение содержит, обычно, наши собственные мысли (что мы думаем о картине, наши симпатии или антипатии к ней, обоснование наших чувств и вывод). Например, не могут не трогать человеческую душу великолепные картины Айвазовского. Когда на них смотришь, кажется, что ты находишься там, внутри этой стихии, и все происходит по-настоящему. Так велико мастерство художника.

Как научить ребенка писать сочинение в 1-5 классе

Сочинение-миниатюра

Миниатюра – это сочинение по определенному высказыванию (тезису): например, «Мое путешествие». Как оно прошло: прекрасно/скучно/весело. Далее следует описание того, почему было, например, скучно. Приводим случаи, события, которые привели к такому выводу;

Пример сочинения- миниатюры:

  У меня есть маленький котик. Его зовут Рыжик. Он умненький и очень забавный. Рыжик он, потому что рыженький и пушистый, хотя его шерсть средней длины. Глаза у него желтые, как у многих рыжих котов. У Рыжика отличный аппетит. Он любит и рыбу и мясо. Молоко мой котик также пьет с удовольствием.

Самое интересное то, что Рыжик ужасный проказник. Как только наступает утро, он носится по комнатам, как торпеда, сшибая все на своем пути. Он уже сломал большой бабушкин цветок, когда пытался по нему взобраться, думая, что это – дерево. Еще Рыжик разбил красивую фарфоровую куклу, которая стояла на подоконнике.

Но я все равно люблю своего котика и никому его не отдам.

Как научить ребенка писать сочинение в 1-5 классе

Сочинение — рассуждение

Рассуждение требует описание согласия или несогласия школьника с заданной темой или содержанием текста (во вступлении), а все остальное (основная часть) – это объяснение того, почему он согласен или не согласен. В заключении же подводится итог всему рассуждению, т.е. формулируется вывод;

Пример сочинения — рассуждения:

 Все мы знаем, что год делится на 4 сезона: осень, зиму, весну и лето. Кто-то любит лето, кто-то — зиму, кто-то – весну… Осень же народом, в основном, нелюбима. А я считаю наоборот, что осень – это лучшее время года.

            Почему я так думаю? Ну, во-первых, ранней осенью еще тепло – можно гулять на улице с друзьями допоздна в легкой одежде, кататься на велосипеде, играть в футбол и другие подвижные игры. Во-вторых, школьная программа еще не такая сложная и задают не так много, как зимой или весной.

А, в-третьих, осенью мы празднуем мой День рождения, и мама разрешает приглашать много друзей, которые приносят мне «кучу» подарков. А еще мне разрешают пить лимонад – столько, сколько захочется. А торт, который печет бабушка, просто великолепен. Я его обожаю. Жаль, что она его очень редко делает.

            После такого праздника всю осень у меня сохраняется ощущение тепла и счастья. Вот почему я обожаю осень!

 Как научить ребенка писать сочинение в 1-5 классе

Сочинение по произведению

Сочинение по произведению считается одним из самых сложных типов сочинений. Оно пишется по составленному в школе плану:

  • рассказываем о теме сочинения. О чем она (вступление);
  • выделяем персонажей (главных и второстепенных), характеризуем их и их поведение, раскрываем тему, приводим доказательства (основная часть);
  • подводим итоги, отвечаем на основной вопрос, формулируем вывод.

Совет: не читайте критические статьи из интернета на произведение до того, как напишите по нему сочинение самостоятельно.

Во-первых, собственные мысли всегда ценятся выше, чем чужие, которые только сбивают с правильного пути и лишают возможности научиться высказывать личное мнение.

Критикой лучше пользоваться для того, чтобы дополнить уже практически готовое сочинение какими-то дополнительными свежими идеями, которые были вами упущены в процессе работы над сочинением.

Как научить ребенка писать сочинение в 1-5 классе

Советы родителям:

  • если вашему ребенку необходима помощь в написании сочинения, окажите ее. Не говорите «сиди и думай сам». Если школьник не знает, как сделать, то сам он ничего не придумает. Он будет только злиться на себя, ругать себя. Кончится все истерикой, глубоким чувством собственной неполноценности и абсолютным исчезновением любого желания писать сочинения дальше. Сядьте рядышком, обсудите произведение вместе, составьте план, наметьте общую канву изложения, подумайте, о чем именно можно написать, чтобы было интересно, на что обратить внимание, какой вывод сделать. Ребенку очень нужна ваша поддержка, чтобы чувствовать себя более уверенным. А со временем он и сам научится правильно и красиво рассуждать. Главное, показать ему в этом пример;
  • объясните ребенку, что писать нужно четко по плану, и соблюдая все требования учителя, иначе сочинение будет низко оценено;
  • старайтесь не писать сочинение вместо малыша, иначе он никогда не научится;
  • пишите сначала в черновик. Работа над сочинением, обычно, это не дело нескольких часов и даже – ни одного дня. Всегда требуются исправления, дополнения и коррективы. Зато потом можно с удовлетворением внимательно переписать сочинение в чистовик;
  • учите ребенка думать своей головой и писать исключительно свои мысли, а не пользоваться чужими.
Читайте также:  Почему ребенок бьет себя по голове

Кроме того, нужно знать, что Министерство образование и науки составило и закрепило ряд требований, которые предъявляются к школьным сочинениям:

  • умение осмысливать факты, необходимые для написания сочинения
  • способность наблюдать, выделять нужную информацию;
  • выбор подходящих для темы и жанра слов, словосочетаний;
  • построение предложений по законам грамматики;
  • умение составлять план будущего произведения;
  • организация написанного в соответствии с планом;
  • соблюдение орфографических и пунктуационных норм языка.
  • Эти требования будут полезны родителям в качестве ориентира при написании школьных сочинений со своим ребенком.
  • Марина Таланина,
  • специально для сайта «Цветы жизни».

Лично для меня написание сочинений в школе было самым любимым заданием. Особенно в старших классах… Моя учительница после проверки сочинений всегда устраивала «разбор полетов», начиная с лучших работ. Мои сочинения практически каждый раз цитировались ею… что невероятно поднимало мой дух))) Поэтому важный совет: Хвалите детей за любые успехи! И тогда они будут писать еще лучше!

Говоря о сочинении, невозможно не вспомнить о сочинении сказок. В статье «Пять советов о том, как самому придумать сказку» я рассказала все самое интересное на эту тему.

  1. Приятного творчества!
  2. С теплом,
  3. Людмила Поцепун.

Источник: https://tsvetyzhizni.ru/uroki_s_mamoy/kak-nauchit-rebenka-pisat-sochineniya.html

Как научить ребенка писать красиво и без ошибок?

Текст, написанный красивым каллиграфическим почерком, грамотно, без исправлений — мечта каждой мамы и ее маленького ученика. Но как научить писать ребенка ручкой в тетрадке быстро и аккуратно?

Как научить ребенка писать буквы и слова?

Как научить ребенка писать сочинение в 1-5 классе

Каждый родитель занимается подготовкой своего малыша к школе, используя при этом разные методики. Если с изучением букв и слогов, цифр и способов счета все понятно, то с письмом возникают вопросы.

Стоит ли самостоятельно учить малыша письменности? Не навредит ли ему это в будущем? Многие педагоги утверждают, что те малыши, которые учились этому до школы, впоследствии имели не самый красивый почерк по сравнению с теми, кто начал обучаться этому уже за школьной скамьей.

Если же вы все-таки хотите научить ребенка грамоте до 1 класса, то сначала нужно узнать, по какой методике это делается в том образовательном учреждении, в котором будет учиться ваш малыш. Также нужно подготовить тетради в косую линейку, удобную ручку (а лучше две), прописи, пособия и методички, и, конечно, запастись терпением.

Начинать процесс обучения письму нужно с печатных букв и составления простых слов. Полученные знания следует закреплять с помощью практических занятий.

Когда этот этап будет пройден, можно переходить к прописным буквам. Сначала объясните малышу, что каждый знак имеет свои составные части, а они в свою очередь имеют собственные правила написания. В качестве примера разберите несколько букв на составные части и покажите последовательность их написания. Обращайте внимание на наклон и расстояние между знаками, их размер и пропорциональность.

Выучив с ребенком несколько основных букв, принимайтесь составлять слова. Это нужно для того, чтобы малышу не стало скучно, и чтобы он понимал практическое значение начерченных в тетрадке букв. Для этих целей подойдут детские стихи, рассказы и эссе. Можете даже составить письмо подруге или бабушке и отправить его вместе.

Как научить ребенка писать в прописи?

Как научить ребенка писать сочинение в 1-5 классе

Первое, что рекомендуют использовать педагоги в процессе обучения прописных и печатных букв — прописи. Это специальные пособия, позволяющие развить моторику и мышечную память рук, а также разобраться со всеми составляющими букв.

Объясните своему чаду, как прописи могут помочь ему освоить грамоту, упростить учебный процесс и научить красиво изображать буквы по отдельности и слитно. Помогите с первыми знаками и закорючками, продемонстрируйте восхищение успехами. Если тех строчек, которые есть в пособии, недостаточно, купите обычную тетрадку в косую линейку и продолжайте оттачивать мастерство в ней.

Как научить ребенка писать цифры?

Как научить ребенка писать сочинение в 1-5 классе

Часто бывает так, что родители в погоне за каллиграфическим почерком ребенка (в изображении букв) забывают о необходимости красиво изображать цифры.

Для оттачивания этого умения также рекомендуют использовать широко известные прописи и тетради в клеточку.

Чтобы научиться красиво писать цифру 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 или 8, заставляйте ребенка переписывать условия задачи, проводите математические диктанты, делайте краткую запись условий задачи.

Это позволит набить руку, и вскоре ваш малыш будет выводить аккуратные цифры и бонусом научится хорошо считать.

Не расстраивайтесь, если не все получается с первого раза — результаты ваших усилий будут видны к концу 2, а может, и 3 класса.

Как научить ребенка писать с наклоном?

Для того чтобы почерк ребенка был красивым, тетради — аккуратными и чистыми, а осанка — ровной, нужно учить писать его под наклоном. Для этих целей в младшей школе используют тетради с косыми линиями.

Чтобы привить навык такого письма, с первых занятий просите обводить линейки в каждом ряду, потом рисуйте черточки между косыми линиями, копируя правильный уровень наклона. Постепенно переходите к более сложным символам: крючкам, кругам, петлям. Постоянная практика и повторение обязательно дадут свои плоды.

Как научить ребенка писать диктант?

Диктант — сложный, но очень важный инструмент обучения и проверки знаний школьников. Они бывают разных видов:

  • буквенные;
  • слоговые;
  • словесные;
  • текстовые;
  • арифметические.

Чтоб ваше дитя научилось правильно, быстро, красиво и грамотно писать слова под диктовку, нужно будет немного потренироваться дома.

Сначала давайте малышу переписывать в тетрадь простые слова, чтобы он научился делать это быстро. Специалисты утверждают, что если школьник проговаривает тихонько текст, то это помогает ему запомнить, как правильно пишутся, а не выговариваются слова.

Следующим этапом будет диктовка. Выбирайте несложные, адаптированные для 1 класса тексты, не спешите, делайте паузы, оговаривайте начало и конец предложения.

Хорошо помогает подготовиться к диктантам чтение, во время которого тренируется зрительная память.

В мире существует множество случаев, когда человек, не зная ни одного правила или исключения, пишет абсолютно правильно и грамотно. Это связано с его начитанностью и хорошей памятью.

Как научить ребенка писать сочинение?

Написать самому сочинение — сложная и непонятная задача для маленького человечка. Хоть на уроке учитель всегда объясняет, как это делать, основное бремя ложится на плечи родителей.

В первую очередь расскажите малышу, что сочинение — это выражение его мыслей, чувств, эмоций и даже фантазий, и оно имеет свою структуру и тему. Чтобы в будущем у малыша не возникало сложностей с подобными заданиями, запомните эти простые правила:

  • уделяйте внимание полноте его словарного запаса (много читайте, пересказывайте);
  • развивайте умение выразить собственное мнение (отвечайте на вопросы, разворачивайте дискуссии и т. д.);
  • следите за структурой речи, не позволяйте выражать мысли хаотично;
  • гуляя или играя, подбирайте синонимы и эпитеты (пусть малыш и не понимает еще значения этих слов), характеризируйте знакомые вещи или процессы с разных сторон.

Если вы будете придерживаться этих правил, то из класса в класс (а писать ребенок будет сочинение в 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 классе) его словесное мастерство будет все лучше и лучше.

Как научить ребенка писать изложение?

Как научить ребенка писать сочинение в 1-5 классе

Изложение — это краткий пересказ текста. Малыши не всегда умеют или понимают, как это делать. Чтобы с младших классов не возникало с этим проблем (а писать изложения он будет от 1 по 8 класс включительно), нужно начинать обучение еще до поступления в школу. Прививайте чаду способность воспроизводить услышанное в устной или письменной форме, выделять основную информацию и отбрасывать ненужный материал.

Чтобы добиться нужного результата, просите отпрыска кратко описывать прочитанную книгу или рассказ, выделять главных героев, объяснять их действия и т. д.

Как научить ребенка писать по-английски?

Как научить ребенка писать сочинение в 1-5 классе

После того как малыш освоил родную письменность и речь, можно приступать к изучению письма на английском.

Основные методики и способы обучения мало чем отличаются от аналогичных процессов на родном языке. Главное, чтобы ребенок понимал, что и зачем он изучает, а также был заинтересован в этом.

Часто педагоги проводят параллели с уже изученным материалом, демонстрируют схожести и различия в словах, буквах и цифрах разных народов.

Активно используются в этих целях прописи, тетрадки, учебники и адаптированная художественная литература, периодические издания (журналы, газеты), игры и песни.

Как научить писать ребенка-левшу?

Мама ребенка-левши должна быть готовой к тому, что может столкнуться с некоторыми сложностями, обучая его письму.

Леворуким детям стоит уделить двойное внимание к позе, в которой они сидят за партой, а также положению тетрадки. Также нужно научить малыша правильно держать ручку и карандаш в левой руке, красиво и аккуратно изображать буквы. Правильно подберите освещение, следите за наклоном букв и не удивляйтесь тому, что некоторые значки будут получаться зеркальными.

Без клякс, исправлений и ошибок не обойтись, но стоит воспринимать это как временные сложности, ведь рано или поздно даже ребенок-левша начнет красиво и грамотно писать.

Источник: https://yuniline.ru/blog/obuchenie-i-vospitanie-detei/kak-nauchit-rebenka-pisat

Как научить ребенка писать сочинение в школе

Когда ребенок идет в школу, у него появляется множество новых обязанностей. И родители должны сделать все возможное, чтобы как можно лучше подготовить к этому своего сына или дочку.

Как научить ребенка писать сочинение в 1-5 классе

Подготовка к написанию сочинения начинается уже в садике

В частности, у вас может возникнуть вопрос, как научить ребенка писать сочинение. Ведь не каждый школьник от рождения имеет литературный талант, и это не должно стать причиной появления в его дневнике плохих оценок.

Как можно научить ребенка писать сочинение: с чего начать?

Как научить ребенка писать сочинение в 1-5 классе

Делайте задания вместе с ребенком

Если у вашего ребенка возникла проблема с выполнением домашней работы, не отмахивайтесь от него. Помогите сыну или дочери понять суть задания и разобраться, как нужно писать подобные тексты.

Причем будьте готовы, что придется проявить терпение. Не нервничайте, не торопите своего отпрыска, старайтесь объяснять ему все максимально доступно.

Только таким образом вы сможете научить ребенка правильно выражать свои мысли на бумаге.

Действовать в процессе обучения нужно следующим образом:

  1. Выберите тему, которая была бы близка и понятна вашему сыну или дочери.
  2. Обсудите, что именно и как можно написать по этой теме.
  3. Если ребенок путается или забывает важные детали, освежите его впечатления. Например, собираясь писать о лесе, желательно предварительно погулять там. А если школьнику нужно рассказать на бумаге, как он помогает родителям, придумайте несколько простых заданий, которые ребенок сможет выполнить прямо сейчас.
  4. Составьте план будущей работы.
  5. Пусть ребенок напишет сочинение на черновик, а потом вы вместе его проверите.
  6. Только после тщательной проверки и исправления всех ошибок можно писать работу начисто.
Читайте также:  Чем можно кормить ребенка в 6 месяцев?

Важные советы для заботливых родителей

Как научить ребенка писать сочинение в 1-5 классе

От игры к серьезным заданиям

По словам профессиональных педагогов, технику обучения школьника необходимо выбирать в зависимости от того, к какой возрастной группе он принадлежит. Например, если ваш ребенок ходит во 2 класс, с ним можно заниматься в игровой форме.

Пишите изложение в две руки – по очереди. Составьте первое предложение, задав тон и стилистику текста, а ребенок пусть продолжает.

Поступите так несколько раз подряд и заметите, что сын или дочь начинает писать лучше, фантазирует, предлагает какие-то свои идеи.

Как писать сочинение на ЕГЭ: мастер-классСочинение. Как писать сочинение ?Как Писать Эссе? Американский Университет | Влог ОбыкновенныйКАК ПРОСТО НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ НА 5?

Источник: https://aranetta.ru/materinstvo/psihologiya-i-razvitie/kak-nauchit-rebenka-pisat-sochinenie.html

Как научить ребенка писать сочинение

Задание в 1 классе: сочинить устно сказку. Но как это сделать?

Какие навыки необходимо развивать для этого?

Ребенка вполне возможно научить сочинять текст на заданную тему самому. Родители могут ему в этом помочь. Направить на верный путь в освоении этого трудного и непривлекательного, как кажется на первый взгляд, дела.

Зачем вообще нужны сочинения? Как помочь ребенку понять, о чем писать?

Сочинения  предусмотрены школьной программой как раз для того, чтобы научить ребенка грамотно излагать свои мысли на бумаге.

Научить ребенка писать сочинение — одна из главных задач для учителя. Подготовка к такому виду работ начинается еще в начальной школе с самых простых действий. Ребенок пробует:

  • выделять основную мысль в тексте;
  • определять последовательность предложений;
  • придумывать диалог, загадку.
  • составлять по несколько предложений самостоятельно.

А еще дети составляют устный текст по рисунку, картине.

Ребенок пробует задействовать весь накопленный творческий потенциал, свое воображение. Научается передавать словами то, что он видит, как он это понимает через свои ощущения, впечатления.

Как научить ребенка писать сочинение в 1-5 классе

Как научить ребенка писать сочинение: этапы работы

Учащиеся начинают пробовать писать сочинения на бумаге уже со 2 класса. Стандартная подготовка включает:

— составления плана, который содержит основные пункты:

  1. Вступление.
  2. Основная часть.
  3. Вывод. Заключительная часть.
  • — проговаривание содержания по каждому пункту;
  • — устное составление связного текста;
  • — запись в тетради.

Родители могут помочь ребенку с выполнением данного задания на начальном этапе. Обсудить тему сочинения, проговорить вслух, о чем он будет писать. А как быть дальше? Каждый раз совместно работать над сочинением или предоставить возможность самостоятельной работы?

Развитие связной устной речи, умения высказывать свои мысли является необходимым этапом в подготовке к письменной работе. На практике ребенок может написать сочинение, если он может рассказывать о своих впечатлениях, наблюдениях, переживаниях, о собственном отношении к какому-либо предмету.

  1. Вывод: в школе учат составлять план, выделять тему, определить главную мысль по абзацу, по тексту.
  2. Однако нет раскрытия самого главного — как создать текст с художественной ценностью.
  3. Как научить ребенка писать сочинение, если у него не получается построить связного текста, он не знает с чего начать, о чем писать вообще?

Как легко научить ребенка писать сочинения?

  • Что можно посоветовать родителям, чтобы ребенок мог овладеть этим мастерством в полной мере?
  • Чтобы уметь писать сочинения, необходимо иметь:
  • 1. Воображение

2. Достаточный запас слов.

И в этом может помочь чтение художественной литературы.

Совет родителям: Начинаем обучение с первого и важного шага — с навыка читать самостоятельно и вовлеченно. Прививаем любовь к этому поистине увлекательному занятию.

Чтение — важный процесс в жизни человека. Это не только источник пополнения словарного запаса, который помогает обогатить нашу речь.

Как научить ребенка писать сочинение в 1-5 классе

Но и путь к самосовершенствованию в последовательном изложении своих мыслей.  

В начальной школе используют следующую методику — предлагают детям придумывать сказки. Бывает, что именно это легкое задание, на первый взгляд, вызывает самую большую трудность для ребенка. Чтобы ребенок мог сочинить свою сказку, ему нужно для начала их читать.

Иметь определенный запас слов, чтобы выразить устно свои мысли. В этом помогает именно чтение. Чем больше ребенок читает, тем больше он развивает в себе способность воображать — может создавать больше образов в своей голове.

Так ему легче подобрать слова, чтобы передать свои мысли, придумать свою индивидуальную сказку, а не создавать лишь очередную копию по заданию.

Еще важный момент. Читать необходимо правильные книги, а не то, что попадется под руку. Об этом подробнее расскажем ниже.

А  знаете ли вы, какие еще приятные «побочные» эффекты могут быть от этого процесса? Ну, а если ребенок не любит читать, как его научить? С помощью знаний, которые дает тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология», мы вам об этом расскажем.

Чтение — путь к развитию воображения

Развитое творческое воображение — ключ к успеху. Это востребованное качество в наши дни. Человек с нестандартным воображением способен креативно решать поставленные задачи.

Воображение — это своего рода двигатель прогресса. С него все и начинается. В голове возникает образ, картинка. Мы придумываем что-то, воображаем себе это, а потом воплощаем в жизнь.

И важное значение в развитии воображения имеет чтение художественной литературы. Классическая художественная литература создает в голове идеальный ассоциативный ряд, развивает чувственность.

Стоит  отметить, что все это поможет не только в написании сочинения. Чувственное развитие дает человеку способность благоприятно строить отношения с людьми, а соответственно — состояться в жизни.

  1. Научить ребенка писать сочинение: 2,3,4 и 5 класс
  2. Можно научиться правильно и своевременно вовлечь ребенка в самостоятельное чтение художественной классической литературы.

Начните с того, чтобы читать ему систематически. Но так, чтобы создавать целое действие, — разыгрываем спектакль. Вовлекаем ребенка в этот процесс. Читайте с интонацией, с эмоцией, чтобы ребенок мог олицетворять себя с героем произведения. Мог переживать за главного персонажа вместе с вами, плакать от чувств к герою.

Хочется отметить: испытывать сострадание необходимо для развития чувственной сферы жизни.

А еще, когда вы читаете ребенку и вместе с ним сопереживаете главному герою, совместно проживаете события прочитанного, это развивает между вами и ребенком связь на всю жизнь.

То же самое относится к братьям и сестрам. Если вы хотите чтобы ваши дети были дружны, устраивайте семейное чтение почаще.

  • С кем ребенок сохраняет добрую чуткую связь?
  • С тем человеком, который читает ему в детстве книжки перед сном.
  • Простой алгоритм, который помогает вовлечь ребенка в самостоятельное чтение:
  1. Вызвать интерес у ребенка к чтению, желание узнать, чем закончиться история.
  2. Создать нехватку. Читать с перерывами, не каждый день .
  3. Привести ребенка к собственному осознанию, к мысли, чтобы уже начать читать самостоятельно.

На заметку! Подбираем хорошую проверенную литературу для чтения.

Когда ваш ребенок будет читать самостоятельное правильные книги – результат не заставит вас ждать. Он сможет научиться писать сочинения самостоятельно, это станет увлекательным и интересным процессом.

Подробнее узнать о секретах вовлечения ребенка в чтение, а также об особенностях психики своего ребенка вы можете на ближайших бесплатных онлайн-тренингах «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Регистрируйтесь здесь.

Ребенок раньше не хотел читать, сейчас сам попросил научить егоДамир Шакиров, менеджер, Москва, лекция первого уровня, группа №61, 23 июня 2017

Результат по чтению у моего 6-ти летнего сына!!!Вчера мой 6-ти (6.5)летний сын ушел в «запойное чтение»…чему я сильно рада!!! Я прям-таки счастлива!!

Я поняла, что он наконец-таки вошел во вкус! (читать полностью…)

Источник: https://www.neobhodimo.com/un/1202-ir-kak-nauchit-rebenka-pisat-sochinenie

Как научиться писать сочинение – школа маленького отличника | Все Для Детей

Страх белого листа, первого слова, вводного абзаца – как только ни называют проблемы в написании школьных сочинений! И дело вовсе не в отсутствии фантазии или бедного словарного запаса.

Зная правила, по которым пишется творческая работа, можно запросто справиться с сочинением «на отлично».

  Как научить ребенка писать сочинения? С чего начать? Как продолжить? Какими мыслями наполнить текст?

Как писать сочинение: помочь иль не помочь?

Как научить ребенка писать сочинение в 1-5 классе

Первое желание, которое приходит к ребенку, получившему задание написать сочинение, – попросить о помощи родителя. Несомненно, взрослый сумеет помочь так, что чадо получит «отлично». А как же быть с личным опытом? К кому будет обращаться ученик на уроке и на экзаменах? Поэтому, помогать необходимо, но – в разумных пределах.

Правило 1

Убедитесь, что чадо разбирается в той теме, по которой задано сочинение. Учим ребенка писать творческую работу, начиная с обсуждения. Например, традиционное сочинение о том, как прошло лето. Казалось бы, все просто.

Но нет, малыш в замешательстве. Оказывается, он давно забыл о своих приключениях, о том, как это было весело, что он чувствовал, о чем думал.

Школьник даже не понимает, что скромное приключение на рыбалке может показаться невероятно интересным.

А если малыш ничего не знает, скажем, о заводе, что он может написать? Почитайте книгу, посмотрите фильм, расскажите сами, и дело наладится.

Замечательный метод придумать содержание сочинения – устроить семейный мозговой штурм. Как приятно вспомнить давние события или обсудить книгу вместе! Ребенок тоже участвует. Но кроме обсуждения, он запоминает самое интересное, что бы рассказать об этом в своей тетрадке.

Правило 2

Как научить писать сочинение в начальной школе? В старшей школе пишут планы, а в младшей? План необходим даже первокласснику. Но ведь он еще не читает прописью, — скажете Вы, — а писать печатными буквами — это такая морока! Попробуйте нарисовать план. Придумайте понятные символы, которые помогут изложить события верно.

Классический план строится по схеме:

  • Название;
  • Вступление;
  • Основная часть;
  • Вывод.

Как научить писать сочинение даже любителя точных наук? Приучите ребенка к последовательности. Объясните, что значат все эти пункты. В каждом из них могут быть еще и подпункты.

Правило 3

Когда известно о чем писать, и составлен план, прорабатываем детали. Для этого не ленимся взять черновик и записать всех действующих лиц (предметы). К каждому из них подбирается прилагательное (внешность, характер, поступки), после – глагол (что он делает).

Читайте также:  Что делать, если ребенок ворует деньги у родителей

Правило 4

Пишем, пишем и пишем!

Правило 5

Проверьте сочинение. Уберите лишние детали, добавьте новые. Исправьте ошибки. Когда черновик будет готов, переписываем сочинение в тетрадь и …еще раз проверяем.

Интересные советы бывалых родителей

Многие родители с улыбкой вспоминают книгу Джанни Родари «Бином фантазии». Автор делится интересным методом обучения, как научить писать сочинение кого угодно, даже ребенка. Книга, когда то была очень модной и научила сочинительству не одного ученика. Попробуйте поиграть, как пишет Родари. Возможно, у Вашего чада проснется писательская страсть.

Конечно, родителям страшно не хочется, что бы их ребенок ошибался и получал плохие отметки. Но с  каждым разом малыш будет сочинять все более уверенно. И совсем скоро он напишет творческую работу сам, а ведь именно этого мы и добиваемся, не так ли?

Источник: http://www.vse-dlya-detey.ru/obuchenie-rebenka/1231-kak-nauchitsya-pisat-sochinenie-shkola-malenkogo-otlichnika.html

Искусство писать сочинение

Т.С.ЗАДУНОВА, г. Красноярск

Обучение искусству писать сочинения – одна из сложных и до сих пор не решенных проблем. И – как всегда в школе – все дело в учителе, влюбленном или, наоборот, не влюбленном в этот вид работы, относящемся к сочинению как к тяжелому бремени. Причем это не только беда учителя, но и вина тех, кто в институте не привил ему любви к этой трудной и кропотливой деятельности. У меня кое-что получается. Вот почему я и решила сегодня рассказать о том, как я учу ребят писать. Итак, о системе. Я обычно беру пятиклассников и веду их 7 лет. Много внимания я уделяю тому, чтобы научить детей выражать свои непосредственные эмоции, впечатления словами.

  • 1 сентября мои ученики получают красивые листки с написанным на них предложением: «Ура, я пятиклассник!». Им предлагается продолжить. Немного – 3–4 предложения! Получается интересно.
  • На третий день на доске чертится овал со словом осень внутри – и детям предлагается высказать мысли и чувства, которые вызывает у них это слово. Так в обиход детей вводится слово ассоциация. Позже мы будем расширять это ассоциативное поле, со временем в нем появятся и цитаты.
  • На пятый день мои ученики идут в лес, и там у костра я их прошу послушать шум ветра в вершинах деревьев, посмотреть, как падают листочки, подставить лицо солнышку и сравнить его тепло с чем-нибудь (с летним солнцем, с поцелуем мамы, бабушки). Назавтра это пригодится для маленькой творческой работы.
  • Через неделю-другую дети идут в театр, а потом им предлагается написать 2–3 предложения вслед за мной: «И вот я в театре. Медленно гаснет свет. Поднимается занавес….». Ученики должны продолжить рассказ, и всегда в каждой работе я нахожу что-то интересное, потому что в ней отражаются душа ребенка, его видение театра, или спектакля, или зрителей.
  • Затем ученикам предлагается описать картину. Для этого диктую введение – 2–3 предложения, потом 2–3 варианта начала описания и прошу продолжить – написать 2–3 своих предложения о том, о чем еще не сказали. К сочинениям по картине мы будем возвращаться еще не раз; за 7 лет перед взором детей проходит целая галерея репродукций шедевров мировой живописи. Описания становятся сложнее, детальнее, дополняются ассоциациями – историческими, литературными, жизненными.
  • Еще один вид работы – с цветными фотографиями: мы подбираем к ним части речи, словосочетания, составляя предложения и мини-рассказы на темы из экзаменационных пакетов: «Мир вокруг нас», «Как прекрасен этот мир», «Широка страна моя родная» и т.д.

Так начинается долгий путь к «большому» сочинению. А на этом пути столько интересных остановок! Пользуюсь я и дидактическими материалами из различных учебников. Так, в книгах В.В. Бабайцевой «Русская речь» есть много зачинов к рассказам. Они оказывают большую помощь в работе. Вот несколько примеров заданий к упражнениям из этой книги. Ученикам предлагаются небольшие творческие задания с готовыми зачинами. Задание 1. Каждый человек по-своему переживает радости и печали, бодрость и усталость, восторг и отчаяние, любовь и ненависть… Мое задание. Расскажите о себе, о том, что довелось пережить (3–4 предложения). Задание 2. Стихотворение: Тот, кто жил для вещей, Все теряет с последним дыханьем. Тот, кто жил для людей, – После смерти живет средь живых.Мое задание. Кто из великих заслужил бессмертие? Почему?

Задание 3. Человек должен быть интеллигентен. А если его профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образование? А если окружающая среда не позволяет? Мое задание. Выскажите свое мнение по данному вопросу.

(Накануне из словаря С.И. Ожегова ученики должны были выписать определения понятий «интеллигентность», «честь», «совесть», «нравственность».

Параллельно для них проводились классные беседы на темы: «Общество и твои манеры», «Нравственное здоровье – что это?».)

Задание 4. В одной стране есть такая традиция. Главного врача больницы отправляют в длительную командировку. Если без него все идет так же, как при нем, он возвращается на прежнее место.

А если хоть что-нибудь ухудшается, его переводят в рядовые врачи. Прекрасный обычай! Мое задание. Продолжите текст, расскажите о своей семье, о своей школе, начав словами: «Вот и у нас…».

Таких примеров я могла бы привести великое множество, и всегда в своих заданиях я предлагаю ребятам начинать не с общего, а с частного, не с абстрактного, а с конкретного, что делает задания более понятными для них, более обозримыми.

В последние годы вошли в моду изложения с элементами сочинения. И этому также надо учить.

Не просто приказать («Пишите!»), но и научить, показать роль разных логических связок, возможных переходов от изложения к своему выводу, рассуждению.

Замечу, что часто мои дети пишут по образцу, данному мною. На первом этапе это необходимо, ибо так они учатся выражать свои мысли красиво, ярко, образно, а это главное.

Естественно, я учу ребят писать и на уроках литературы. За 7 лет времени вполне достаточно, чтобы научить детей многому. Сколько характеристик, выводов, анализов, планов, ответов, сравнительных этюдов, мини-сочинений напишут они за эти годы!

Вот, например, характеристика Гринева. Как сделать, чтобы этот на первый взгляд скучный вид работы стал интересным? Я пишу на доске пословицу «Береги платье снову…», добавляю два-три вопроса типа:

1) Сам Гринев берег свою честь или его слуга Савельич? 2) Не уронил ли Гринев свою честь, когда…? 3) «Если бы не это сильное и благое потрясение…» – что имел в виду Пушкин: любовь или встречу с Пугачевым?

4) Изменил ли Гринев присяге? Как же объяснить, что Пугачев его помиловал?

В классе начинается спор, получается прекрасное устное сочинение. Теперь можно кое-что и записать.

При написании сочинений на свободные темы и по литературным произведениям на помощь мне приходят мои любимые цитатные круги:

В процессе подготовки я то прошу назвать автора, то произведение, то предлагаю продолжить цитату. Такая работа позволяет ученику не просто держать волшебные строки на слуху, но и осознавать их в культурном контексте.

За годы совместной работы мы собираем большую коллекцию цитат на самые разные темы: жизнь, любовь, родина, народ. Богатое ассоциативное поле для понятий, необходимых детям при написании сочинений, позволяет мне избавить их от чувства беспомощности («Я не знаю, о чем тут можно сказать!»).

Той же цели служит и работа с текстом при составлении плана. Вот, например, как мы работаем над образом Пугачева.

Наряду с сочинениями и изложениями стали популярны рецензии и эссе. Эссе легко писать человеку, у которого абстрактное понятие вызывает множество самых разных ассоциаций. У моих учеников этот вид работы идет хорошо. Я учу детей не бояться и рецензии. В ней я пользуюсь общеизвестным планом рецензии:

1) Название статьи (романа, стихотворения). 2) Автор. Время. Эпоха. 3) Тема (чему посвящена, какими событиями вызвана). 4) Основное содержание. 5) Проблемы, поднятые автором. 6) На кого или на что (другие литературные произведения, статьи, авторитетные мнения) опирается автор. 7) К какому выводу приводит автор читателя.

8) Твое отношение к произведению.

Кстати, писать рецензии приходится и самому учителю, когда он представляет медальные работы, и мне хочется напомнить учителям, что существует такой документ (я сама узнала о нем лишь 4 года назад) – это приказ крайоно по анализу медальных работ. В нем содержится перечень положительных и отрицательных замечаний в адрес школ нашего края. Приятно находить номер своей школы в строке: «Самыми лучшими оказались работы школ…» или «Учительские рецензии были выдержаны в школах…».

И обидно за коллег, имена которых значатся в других фразах: «Комиссия особо отмечает ошибки в рецензиях учителей, их шаблонность, несоответствие качеству написанной работы выпускника, подмену рецензии характеристикой на ученика, безграмотные рецензии в школах…» и т.д.

К сожалению, эти документы доходят не до всех учителей. А жаль. Для меня приказ теперь служит ориентиром того, какой должна быть работа ученика и чего надо избежать, готовя медалистов. В прошлом году мой 11-й «В» не получил ни одной тройки – ни за содержание, ни за грамотность.

В итоге – 6 медалей.

Немалую роль в моей работе играют требования к культуре письма.

– Я учу писать чисто, красиво; небрежные работы не проверяю, а с годами их просто не бывает. – Не проверяю книжные, «перекачанные» из Интернета работы. – Учу писать с эпиграфом, ибо эпиграф делает сочинение индивидуальным.

– Учу писать вступление; учу делать заключение («закольцуй: чем начал, тем закончи, не забудь упомянуть эпиграф, сделай вывод»). – Советую цитировать много, но в меру. – Кроме того, не выдавать чужие мысли за свои; сначала учу излагать общепринятый взгляд на вещи, а потом поспорить, но тактично, скромно.

Об этом говорится и в приказе крайоно: «Истины выдаются за собственные открытия, отсюда обилие утверждений типа: “Я думаю”, “Я считаю”, “Мне кажется”».

– И, наконец, главное требование – к речи, языку, стилю, манере говорить. Этому за один день не научишь – нужна длительная, кропотливая работа. И я с радостью занимаюсь ею из года в год.

Источник: https://rus.1sept.ru/article.php?ID=200201903

Ссылка на основную публикацию