Как научить ребенка писать изложение правильно

Обучение в школе невозможно представить без регулярного написания сочинений. Последние годы, в связи с изменениями в программе учебных курсов, этот вид работ предполагается не только по родному языку, но и по иностранному. Однако навыки для написания творческой работы требуются одни и те же, поэтому очень важно вовремя научить, а точнее – помочь ребёнку научиться писать сочинения.

Виды сочинений в разных классах средней школы

Как научить ребенка писать изложение правильно

В школе учат писать сочинения разных видов

Сочинение – творческая письменная работа ученика на заданную тему.

Это интересно. Если объединить все сочинения, написанные среднестатистическим учеником за школьную жизнь, то получится довольно увесистый двухтомник.

В процессе обучения в школе учащиеся должны овладеть навыками написания сочинений нескольких видов.

  • По источнику материала для работы сочинения бывают на основе собственного опыта, проведённой экскурсии, прочитанной книги или впечатлений от произведения живописи.
  • По степени самостоятельности письменные опусы могут быть индивидуальные и групповые. Что касается последних, то эта форма чаще всего используется в младших классах, когда детям ещё сложно самостоятельно организовать свои мысли и впечатления. Постепенно ученик учится писать индивидуальные работы.
  • По жанру выделяются описания, повествования и рассуждения. В начальных классах используется жанр повествования с элементами описания. Связано это с тем, что в повествовании говорится о каких-то действиях, и детям довольно легко справиться с сюжетными линиями. Для описания нужны более сложные навыки, в частности, наблюдательность. Ведь от ученика требуется указать признаки того или иного явления, героя, а для этого нужна внимательность. Что касается рассуждения, то этот жанр требует логического вплетения в работу своих личных суждений, поэтому такие сочинения пишут уже в старшей школе.
  • По стилю творческие работы могут быть обиходно-бытовыми, обиходно-деловыми, документальными, научными и публицистическими. Стиль сочинения выбирается соответственно жанру и тематике.

Как научить ребенка писать изложение правильно

Сочинение должно соответствовать школьным требованиям к этому виду работ

Сочинения – неотъемлемая часть школьной программы. Поэтому существует ряд установленных Министерством образования и науки требований к написанию этого вида работ:

  • умение осмысливать факты, необходимые для написания сочинения.
  • способность наблюдать, выделять нужную информацию.
  • выбор подходящих для темы и жанра слов, словосочетаний.
  • построение предложений по законам грамматики.
  • умение составлять план будущего произведения.
  • организация написанного в соответствии с планом.
  • соблюдение орфографических и пунктуационных норм языка.

Как научить ребенка писать изложение правильно

В сочинении обязательно должен быть план

Многие дети с недоумением задают вопрос: а зачем нужен в сочинении план, если и так понятно, что нужно писать. Задача учителя и родителей в том, чтобы объяснить школьнику, что без плана сочинение не получится. Вернее, получится текст с хаотичным изложением мыслей.

Грамотно сделанная творческая работа должна быть структурирована, чтобы читателю было легко осознавать прочитанное, с одной стороны, и тема была полностью раскрыта – с другой. Поэтому легче писать сочинение, если есть план. Обычно он состоит из трёх частей: вступления, основной части и заключения.

Во введении следует аргументировать выбор темы, во второй части – изложить суть работы, а в заключении – подвести итоги всему вышесказанному. Для каждого жанра эти пункты дополняются в соответствии с рекомендациями педагога.

Научившись работать с планом, ребёнок сможет быстро справляться с задачей написания сочинения.

Как научить ребенка писать изложение правильно

Не разрешайте ребёнку писать сразу в чистовик — так у вас не будет возможности проверить и направить мысль в нужное русло

Работа родителей с ребёнком на предмет тренировки навыка писать сочинение должна строиться на основании возраста вашего школьника. Но всё же есть и общие для любого класса советы:

  • обязательно донесите до сознания своего малыша то, что он должен внимательно записать не только тему сочинения, но и выслушать рекомендации учителя относительно требований к написанному (особенно это касается жанра работы, ведь очень часто ученик получает низкую оценку из-за того, что вместо повествования сделал описание или в описании перешёл на рассуждение);
  • ни в коем случае не поддавайтесь соблазну сделать работу вместо ребёнка (это его творчество, там не должно быть чужих мыслей, даже если это идеи мамы или папы!), проявите терпение, если малыш долго настраивается или несколько раз перефразирует;
  • используйте черновик (написание сочинения – творческий процесс, поэтому возможны ошибки, которые ребёнок захочет исправить в процессе письма или по окончании);
  • стимулируйте мыслительную активность ребёнка (если вашему ученику трудно сосредоточиться на какой-то теме, натолкните на какие-то сопутствующие детали, например, если нужно написать о том, как прошло его лето, напомните о самом сильном летнем впечатлении, например, походе в заброшенную пещеру);
  • избегайте плагиата (очень важно, чтобы ребёнок учился излагать свои мысли, даже если кто-то уже удачно высказался на эту тему, к тому же, списывая чужие тексты, школьник никогда не научится мыслить самостоятельно).

Видео с юмором: Проблемы при выборе темы для творческого задания

Как учесть возрастные особенности ребёнка

Как научить ребенка писать изложение правильно

Прежде чем учить писать сочинения. научите ребёнка внимательно переписывать тексты

Как говорилось выше, при работе над таким творческим навыком, как написание сочинения, следует учитывать возрастные особенности ребёнка. Для младших школьников под этим подразумевается игровая методика. Педагоги советуют начать с написания изложений (пересказа прочитанного текста). Только построить работу нужно интересно.

Например, «Пишем в две руки»: предложите малышу писать изложение вместе, каждый себе, а потом сравнить и выделить ошибки друг друга. Со временем переходите на изложения с собственным продолжением – и вы удивитесь, как развилась фантазия вашего маленького школьника. Предлагайте ребёнку описывать картины, иллюстрации. Причём необязательно письменно.

В этом возрасте главное – научить излагать свои мысли в любой форме. А вот для среднего звена исключительно письменное изложение подобных заданий просто необходимо – в этом возрасте закрепляются навыки грамотного письма. Также в 5-9 классах детям можно предлагать описывать архитектурные объекты, писать отзывы на увиденные фильмы, спектакли.

Хорошо бы давать им возможность пофантазировать на тему: «А как бы я сделал этот фильм, построил это здание» и т.д. Что касается старших классов, то ведущим жанром становится рассуждение. И снова, как и в младшем звене, предлагайте как можно больше заданий на устное рассуждение по теме.

Неплохо помогают в отработке навыка написания сочинений и тематические споры с доказательством своей точки зрения и толерантным опровержением чужой.

Как научить ребенка писать изложение правильно

После написания сочинение следует несколько раз перепроверить

Для каждого жанра сочинений есть свои нюансы написания. Рассмотрим методику работы над наиболее распространёнными видами творческого опуса.

По картине (жанр «описание»)

Итак, для создания сочинения по картине нужно:

  1. Хорошо рассмотреть саму картину, отметив для себя сюжет и цветовую палитру.
  2. Подготовить фактический материал (то есть указать, кто автор, когда картина была написана, основная идея картины и т. д.)
  3. Написать план работы над сочинением.
  4. Оформить введение и основную часть (в главном разделе обязательно указать, что находится на переднем, а что на заднем плане картины, а также какую палитру использовал художник).
  5. В заключении необходимо попробовать представить настроение художника, которое он передал изображённым сюжетом или цветом (если речь идёт о пейзаже).

По произведениям литературы

Если сочинение задано по литературному произведению, то в этом случае работа строится так.

  1. Внимательно читаем произведение, выделяя главных и второстепенных персонажей.
  2. Для каждого героя подбираем словесную характеристику, максимально полно отражающую его поведенческую линию.
  3. Выделяем в тексте наиболее значимые для темы сочинения цитаты.
  4. Знакомимся с критическими статьями по произведению (если таковые есть) для того, чтобы понять сложные нюансы образов произведения (например, чтобы определить, положительный или отрицательный герой Шариков в «Собачьем сердце» Булгакова, полезно почитать критические очерки М. Чудаковой).
  5. Пишем план нашего опуса.
  6. Делаем наброски текста.
  7. Проверяем, дополняем, не забывая про цитаты.
  8. Пишем заключение.

На другие темы

Нередко школьник получает задание по написанию текста в вольном стиле. Для детей младших классов чаще всего работы даются в жанре повествования. Обычно такой тип изложения проблем у школьников не вызывает, поэтому мы не станем излагать правила написания.

С течением времени, в большинстве своём в старших классах, начинает преобладать ещё один жанр сочинения – рассуждение. Тут существует один общий принцип, который поможет с лёгкостью изложить большинство тем. Работая над текстом, необходимо:

  1. Вдуматься в тему.
  2. Выдвинуть гипотезы.
  3. Желательно найти подтверждение тезисам в искусстве и литературе.
  4. Составить план.
  5. Записать мысли по плану.
  6. Чётко сформулировать выводы по теме.

Написание сочинения – это не только важный этап учебного процесса. Это ещё и возможность личностного роста.

Ведь в процессе работы ребёнок должен отстаивать свои идеи, доказывать свою правоту, а для этого ему необходимо обладать достаточным объёмом информации по той или иной теме.

Чтобы научить школьника писать сочинение, его следует научить думать. А это требует от родителей постоянного внимания к своему чаду, заинтересованности в его жизни и огромного терпения.

  • Наталья Василишин
  • Распечатать

Источник: https://paidagogos.com/kak-legko-nauchit-rebyonka-pisat-shkolnyie-sochineniya.html

Как научить ребенка писать изложение

Главная » Как научить ребенка » Как научить ребенка писать изложение

Изложение – это творческая работа, которая подразумевает краткий письменный пересказ прочитанного или прослушанного материала. Такой вид деятельности проверяет память человека, умение правильно формулировать мысли, грамотность и уровень умственной подготовки. Именно поэтому вопрос о том, как писать изложение, интересует как школьников, так и студентов.

Как научить ребенка писать изложение правильно

Можно ли научить ребенка писать изложение

Бесспорно, научить младшего школьника писать изложение можно, но вам придется найти для него подходящую мотивацию. Если ребенок хочет освоить этот навык, то вы быстро найдете подход к обучению.

Чтобы вам было проще научить школьника писать изложение, развивайте его память с самого детства. Для этого вместе читайте книги, играйте в познавательные игры и работайте над логическим мышлением. Если в дошкольном возрасте малыш будет активно развиваться умственно, то объяснить ему, как писать изложение, не составит для вас труда.

Когда пришло время осваивать этот навык, запаситесь терпением. Регулярные тренировки приведут к успеху достаточно быстро. Занимайтесь с ребенком, чтобы уже через несколько дней он без труда смог написать работу в школе на высокую оценку. Дети быстро запоминают новый материал, поэтому не беспокойтесь, что вам придется потратить много времени.

Как научить ребенка писать изложение правильно

Чтобы объяснить ребенку, как писать изложение, запаситесь терпением. Чтобы добиться быстрого результата, следуйте инструкции:

  • Объясните ребенку, что вы сейчас зачитаете текст, а он должен постараться запомнить его суть.
  • Прочитайте текст выразительно, соблюдая паузы и интонационно выделяя важные моменты.
  • Прочитайте текст еще раз, но уже более быстро.
  • Пока вы читаете, ребенок должен записывать для себя главные моменты из текста.
  • Попросите ребенка написать текст своими словами, пользуясь набросками, которые он сделал самостоятельно.

Как писать сжатое изложение, ребенок поймет с первого раза. Но ему понадобится время, чтобы он освоил технику написания и приспособился к новому для него занятию. Поэтому занимайтесь вместе с малышом несколько раз в неделю. Начинать нужно с коротких и простых текстов, постепенно переходя к более сложным.

Читайте также:  У ребёнка температура после акдс, что делать

Таков план работы с детьми, но как научиться писать изложение взрослому человеку? Если вам нужно сдать экзамен, тест или контрольную работу, в которую будет входить этот вид проверки, то вам придется научиться пересказывать текст.

Как научить ребенка писать изложение правильно

Учимся писать изложение: советы для взрослых

Если вы хотите научиться писать изложение, поймите, что нет более быстрого и качественного способа обучения, чем постоянные тренировки. Попросите близкого человека или друга диктовать вам текст, который вы будете пересказывать в письменном виде. Помните о таких правилах:

  • Изначально определите тему текста и выделите его главную мысль.
  • Определите стиль текста.
  • Мысленно разбейте текст на вступление, основную часть и заключение.
  • Составьте план текста, если вам разрешается пользоваться своими черновиками.
  • Когда вы слушаете текст второй раз, выделяйте для себя некоторые детали, которые помогут вам восстановить в памяти определенные моменты из повествования.
  • Напишите пересказ каждой части на черновике, после чего свяжите их между собой.
  • Когда вы будете готовы, перепишите изложение на чистовик.

Если вы попрактикуетесь несколько раз, то уже через 3-4 дня вы сможете без труда писать изложение любой сложности. Не бойтесь допустить ошибку в повествовании или слишком сильно перефразировать текст. Изложение не требует точного пересказа. Вам поставят высокую оценку, если вы сможете выразить основную мысль своими словами.

Как научить ребенка писать изложение правильно

Полезные советы

Как писать изложение, мы разобрали. Теперь перейдем к особым моментам, которые значительно облегчат вам процесс написания:

  • Когда составляете план или выписываете важные моменты, сокращайте слова, чтобы не тратить время на записи.
  • Сосредоточьтесь на том, что вы должны запомнить основную мысль, не рассеивайте внимание на весь текст.
  • Следите за грамотностью, ваша оценка будет зависеть и от нее тоже.

Теперь вы знаете, что делать, если вам предстоит срочно подготовиться к экзамену или контрольной работе. Но помните, что вряд ли вам удастся быстро вникнуть в суть этого метода проверки знаний, если ранее вы никак не развивали свою память.

Тренируем память

Только человек с хорошей памятью сможет написать грамотное изложение. Чтобы ее тренировать, читайте книги, решайте логические задачи, смотрите познавательные фильмы и обсуждайте их с друзьями. Кроме того, помните о том, что нужно работать над собой не только перед проверочной работой, но и на протяжении всей жизни.

Таким образом, написать изложение – нетрудная задача. Подойдите к ее решению со всей ответственностью, чтобы через небольшой отрезок времени уметь применять свои навыки на практике.

fb.ru

Учимся писать изложение… | Класс39

Изложение — это творческая работа. Изложить – это значит пересказать содержание текста. Задача изложения — помочь ребенку научиться правильно формулировать мысли и выбирать нужную информацию.  Как научить ребенка писать изложение?…

Начинать следует с развития памяти — учить стихи, пусть даже небольшие четверостишия, устно пересказывать простые сюжеты, постепенно переходя к более сложным произведениям.

Перед тем как приступить к написанию изложения составьте план, так будет проще пересказывать текст.

В школе есть определенная методика. Учитель на уроке два раза зачитывает текст. Сначала медленно, с интонациями, остановками на знаках препинания. Второй раз читает более бегло.

В процессе чтения учителем текста, школьники отмечают важные моменты произведения и записывают их в черновик (для учеников 4 классов). Затем составляют план изложения.

После этого начинают писать пересказ текста, излагают его своими словами, следуя пунктам плана и пользуясь записями из черновика.

Такой метод можно использовать и дома. Начинайте с небольших, коротких текстов. Читайте большее количество раз. Ключевые моменты сюжета отмечайте вместе с ребенком. Составьте план изложения. После этого ребенок начинает писать пересказ.

Есенина С.А. Как научить Вашего ребенка писать изложения. 3 класс Смотреть

Тексты для изложений

Гостинец для мамы

Это было на фронте. Шли тяжёлые бои. Мой товарищ получил письмо из дома и загрустил.

В письме мать писала, что нечем засеять огород. В доме нет зерна и картофеля. В деревню пришёл голод.

Наш отряд решил помочь товарищу. Мы собрали денег и послали матери. Помогла солдатская дружба. Мать засадила огород картофелем. (54 сл.)

Вопросы: 

  • Где происходили события?
  • Какие шли бои?
  • Почему загрустил товарищ?
  • О чём писала мать в письме?
  • Как друзья решили помочь товарищу?

Слова для справок: что нечем засеять, пришёл, решил, солдатская, послали матери.

Осенью птицы в теплые края летят

Тронулись в дорогу и зяблики. Эти птички летят утром и вечером. Днем они отдыхают и ищут корм. За стайкой зябликов ястребы летят. Беда тому зяблику, кто ослаб и отстал. Да и здоровым от ястребов достается.

Николай Иванович Сладков поймал одного зяблика. Но он не посадил птичку в клетку. Надел зяблику на лапку колечко с номером и отпустил.

Окольцованные птицы — мастера о перелетах рассказывать. (69 слов.)

Вопросы:

  • Что можно узнать по надписи на кольце?
  • В какое время суток летят зяблики на юг?
  • Какой враг летит вдогонку?
  • Что сделал писатель Сладков, когда поймал птичку?

План:

  1. К югу.
  2. Когда летят зяблики?
  3. Что делают они днем?
  4. Что сделали с пойманной птичкой?
  5. Зачем окольцованную птицу отпустили?

Слова для справок: достается, колечко, мастера.

Русская смекалка

Давно это было. Чистили дорогу в горах. В узком месте лежал огромный камень. Как его убрать? Не знали тогда подъемных кранов. Не было могучих машин. Только сотня лошадей могла увезти камень. Но простой крестьянин взялся один убрать камень. Подкопал он лопатой яму под самый камень. Камень и рухнул в яму. Подровнял мужичок землю — и дорога готова.

Вот как просто русский человек трудное дело сделал, (65 слов.)

www.klass39.ru

Как научить ребёнка писать изложение

Писать изложение является одной из наиболее трудных и важных задач при обучении ребёнка письменной речи. Этот процесс занимает достаточно длительный период времени и требует усердия и последовательности действия педагога или родителя.

 Также, как и при обучении написанию сочинений необходимо, чтобы они сами владели этим навыком, а ребёнок владел базовыми знаниями в грамматике языка, синтаксисе и построении предложений.

Начинать обучать тому, как правильно писать изложение следует ещё в первых классах начальной школы, где закладываются основы связной и правильной речи у детей.

Когда ребёнок работает над изложением, он знакомится с тем, как нужно описывать, что такое повествование или рассуждение, как можно эмоционально окрасить речь, что такое стили речи и т.д. Особо следует подчеркнуть, что именно написание изложений способно приобщить детей к лучшим образцам языка и открыть талант писателя.

Типы изложений

Как научить ребенка писать изложение правильно

  • Сжатые;
  • Подробные;
  • Выборочные;
  • Творческие.

При подведении результатов работы оцениваются:

  • Насколько точно, последовательно и без искажений или неточностей передано содержание текста;
  • Грамматическое и стилистическое оформление речи;
  • Наличие или количество орфографических ошибок.

В зависимости от поставленной задачи, т.е. типа изложения, у ребёнка могут возникнуть некоторые трудности:

  • Подробное изложение требует внимательности ко всем деталям повествования и описания в тексте. Необходимо обучить, как оформлять изложение, как связывать предложения между собой, обращая внимание на правильную последовательность событий во времени и пространстве, причинно-следственные связи. В дальнейшем это помогает развивать логику и память у ребёнка. Особенно полезны изложения при обучении орфографии — дети могут использовать трудные слова и грамматические формы, введённые в текст с целью упражнений. Педагог должен помочь составить список опорных слов, которые могут быть трудными в написании и понимании их значения.
  • Как научить ребенка писать изложение правильноТакже следует научить детей писать краткие (сжатые) изложения, которые являются наиболее сложной разновидностью изложений. Зная, как правильно научить этому, педагог может существенно помочь ребёнку выбрать существенные детали, без которых текст потеряет последовательность и связность, а также передать основное содержание без потерь. Следует проводить коллективные беседы, в течение этого времени дети должны определить, что является главным, а что можно опустить.
  • Научить как писать выборочные изложения несколько проще и, видимо, поэтому ему не уделяют должного внимания в школе. Работая над этим, следует обратить внимание детей на тот отрывок или событие, которое следует в дальнейшем изложить. Трудность может возникнуть, если необходимая информация «разбросана» по тексту. Однако, если правильно научить этому виду письменной речи, то дети смогут правильно отбирать и собирать важный материал для своих высказываний, систематизировать его, а также именно выборочные изложения способствуют развитию избирательности и активности мышления, его способности абстрагироваться.
  • Наибольшую любовь дети обычно испытывают к творческому изложению, ведь именно в них ребёнок может проявить свой творческий потенциал и индивидуальность. Творческая составляющая способна развить воображение ребёнка, привить любовь к чтению художественной литературы, а, соответственно, и научить пониманию замысла и основной мысли произведения. Но, следует учитывать, что возможны и трудности. Не все дети могут вжиться в роль, понять происходящие события и видеть их с точки зрения героя, его возраста и образа жизни, если требуется писать от первого лица. Несколько проще научить творческому дополнению текста, так как дети охотно придумывают дальнейшее развитие событий, проецируя в изложения свой собственный опыт, воображение и переживания. При написании от третьего лица следует уделить внимание ребёнка грамматике и орфографии.
  • Очень важно всегда понимать, что только самостоятельное написание изложений и других видов письменной речи, опирающееся на речь самих детей, а не на списывание, должно вводиться как можно раньше.
  • Педагог – преподаватель Лебедь Евгения
  • Как написать сжатое изложение на ГИА:
  • MaryPop.ru

Как писать изложение?

Все дети разные, у каждого ребенка есть свои сильные и слабые стороны. Что-то у него получается, что-то не очень. Вот так же и со школьными предметами: какие-то идут на пять, а какие-то сильно хромают.

Если вашему ребенку с трудом даются задания по русскому языку, а в частности изложения, то в ваших силах ему помочь.

Как правильно писать изложение?

Для начала давайте обновим свои знания по данной теме.

Все изложения делятся на три вида:

  1. Подробные изложения. В данном виде изложения нужно просто пересказать текст, сохранив всю последовательность действий и событий. Как писать подробное изложение? Выделите из текста главную мысль. Определите, в каком стиле (разговорный, публицистический, научный, художественный) и каком жанре (рассуждение, описание, повествование) будете писать изложение. Продумайте последовательность построения всего текста. На протяжении всего изложения ведите пересказ только от одного лица.
  2. Сжатые изложения несут в себе пересказ только основных самых главных моментов. Как писать сжатые изложения? Разделите весь текст на несколько частей, выделите из него такие предложения, без которых нельзя будет обойтись, иначе пропадет вся суть текста. Исключите лишний материал, которые не влияет на общий смысл повествования.
  3. Выборочные изложения. Для написания такого вида изложений обычно дается дополнительное задание, следуя которому нужно пересказать только определенные моменты текста, связанные с конкретным лицом, либо действием.

Как научить ребенка писать изложение?

Если у ребенка есть проблемы с изложением текста, то стоит потренировать память. Начните с устных пересказов простых сюжетов, постепенно поднимая планку и переходя к более сложным произведениям. Если есть возможность, как можно чаще играйте в игры, развивающие память.

Читайте также:  Как научить ребёнка кататься на коньках

Перед тем как приступить к написанию краткого изложения составьте план, так будет проще пересказывать текст, не сбиваясь и не путаясь в деталях.

Как писать план изложения? Во время прочтения текста делайте небольшие заметки. Можете записать некоторые фразы, которые, как вам кажется, помогут восстановить в памяти сюжет.

Основываясь на этих записях, составляйте план. Учтите, что пункты его не должны быть слишком длинными и подробными.

Просто постарайтесь сделать так, чтобы каждая часть плана хорошо отражала конкретный вопрос, который вы будете рассматривать, и излагать в абзаце.

Занимаясь с вашим ребенком, не забывайте о том, что работы над изложениями и сочинениями способствуют развитию мышления и задают тон, для хорошего воспитания. А грамотному человеку всегда и везде светит зеленый свет!

Источник: https://www.babysovet.ru/kak_nauchit_rebenka/kak_nauchit_rebenka_pisat_izlozhenie.html

Как писать изложение? 9 полезных советов

От слова «изложение» у тебя начинает быстро колотиться сердце и потеют ладошки? Ты не любишь этот вид учебных работ, потому что отметки за него вечно портят балл по предмету? Адукар спешит на помощь, чтобы посвятить тебя в тайны письменных пересказов текста.

Если вкратце, то изложение — это нечто среднее между диктантом и сочинением: уже готовый текст необходимо воспринять, осмыслить и воспроизвести. Так как подробную инструкцию по написанию пересказа текста даёт учитель, мы не будем описывать поэтапно весь процесс, а сконцентрируемся на самых проблемных моментах. О чём стоит помнить?

Как научить ребенка писать изложение правильно

Держи ухо востро

Возьми на урок пару ручек или карандашей и сосредоточься. Это предостережёт тебя от возможных фейлов: отвлёкся и прослушал кусок текста, не успел сделать пометки из-за закончившегося стержня в ручке или поломанного карандаша.

Не забывай о специфике изложения

Изложения бывают контрольными и обучающими, подробными и краткими. Это может быть текст-повествование, описание или рассуждение. Поэтому обрати внимание на условия написания изложения.

Если учитель просит написать подробное изложение, постарайся запомнить или записать мелкие подробности, сохранить авторские конструкции и прямую речь.

Когда нужно написать краткое изложение, не зацикливайся на деталях, старайся передавать только самое основное, раскрыв тему и идею текста.

Следуй инструкции учителя

Не игнорируй установки учителя, если хочешь получить высокий результат. Слушая текст, представляй его в голове в виде образов, вместе со всеми участвуй в составлении плана текста, не пиши во время первого прочтения, не торопись переносить текст в чистовик, пока такой команды не было.

Оставляй пустые строки в черновике

Так как весь текст во время второго прочтения ты сразу записать не сможешь, оставляй на черновике побольше пустого места — туда ты позже впишешь недостающую информацию.

Как научить ребенка писать изложение правильно Удобнее писать черновик изложения карандашом или капиллярной ручкой

Сокращай

Делая пометки, не записывай длинные слова полностью, сокращай их. Но не переусердствуй.

Используй каждую минуту

Не отвлекайся на посторонние дела, а эффективно расходуй предоставленное тебе время: допиши в черновике сокращённые слова, вникни в содержание. Запомни: тема текста раскрывается в микротемах — абзацах. Поэтому старайся записывать первое предложение каждого абзаца, являющееся тезисом, который раскрывается в следующих предложениях.

Сомневаешься — замени

Подчеркни слова, написание которых вызывает у тебя сомнение. Отметь предложения, где ты расставил знаки препинания, но всё равно не уверен. Помни, что изложение даёт тебе право выбора. Не знаешь, как правильно писать слово? Замени его синонимом или опусти (если смысл не изменится). Не знаешь, какие знаки препинания ставить? Перефразируй предложение.

Как научить ребенка писать изложение правильно

Перепроверяй себя

Текст — это единое смысловое целое. А значит, все его части должны быть связаны между собой. Перечитай черновик не менее двух раз. Мысль не прыгает, всё легко воспринимается? Тема и основная мысль раскрыты? Следовательно, ты хорошо записал текст.

Помни про абзац

Наличие абзацев — неотъемлемая часть текста изложения. Обязательно проверь, везде ли ты сохранил их границы. Количество абзацев должно быть не меньше, чем пунктов плана.

Желаем тебе высоких отметок за изложение! Тем более, что это один из выпускных экзаменов в 11 классе, который пройдёт в 2020 году в начале июня. А если нужно подтянуть школьную программу по русскому, то обращайся к преподавателям Адукар, которые объяснят сложные моменты на пальцах.

***

Источник: https://adukar.by/news/kak-pisat-izlozhenie

Как писать изложение?

Как научить ребенка писать изложение правильно

Все дети разные, у каждого ребенка есть свои сильные и слабые стороны. Что-то у него получается, что-то не очень. Вот так же и со школьными предметами: какие-то идут на пять, а какие-то сильно хромают.

Если вашему ребенку с трудом даются задания по русскому языку, а в частности изложения, то в ваших силах ему помочь.

Как правильно писать изложение?

Для начала давайте обновим свои знания по данной теме.

Все изложения делятся на три вида:

  1. Подробные изложения. В данном виде изложения нужно просто пересказать текст, сохранив всю последовательность действий и событий. Как писать подробное изложение? Выделите из текста главную мысль. Определите, в каком стиле (разговорный, публицистический, научный, художественный) и каком жанре (рассуждение, описание, повествование) будете писать изложение. Продумайте последовательность построения всего текста. На протяжении всего изложения ведите пересказ только от одного лица.
  2. Сжатые изложения несут в себе пересказ только основных самых главных моментов. Как писать сжатые изложения? Разделите весь текст на несколько частей, выделите из него такие предложения, без которых нельзя будет обойтись, иначе пропадет вся суть текста. Исключите лишний материал, которые не влияет на общий смысл повествования.
  3. Выборочные изложения. Для написания такого вида изложений обычно дается дополнительное задание, следуя которому нужно пересказать только определенные моменты текста, связанные с конкретным лицом, либо действием.

Как научить ребенка писать изложение?

Если у ребенка есть проблемы с изложением текста, то стоит потренировать память. Начните с устных пересказов простых сюжетов, постепенно поднимая планку и переходя к более сложным произведениям. Если есть возможность, как можно чаще играйте в игры, развивающие память.

Как научить ребенка писать изложение правильно

Как писать план изложения? Во время прочтения текста делайте небольшие заметки. Можете записать некоторые фразы, которые, как вам кажется, помогут восстановить в памяти сюжет.

Основываясь на этих записях, составляйте план. Учтите, что пункты его не должны быть слишком длинными и подробными.

Просто постарайтесь сделать так, чтобы каждая часть плана хорошо отражала конкретный вопрос, который вы будете рассматривать, и излагать в абзаце.

Занимаясь с вашим ребенком, не забывайте о том, что работы над изложениями и сочинениями способствуют развитию мышления и задают тон, для хорошего воспитания. А грамотному человеку всегда и везде светит зеленый свет!

Источник: https://womanadvice.ru/kak-pisat-izlozhenie

Как научить ребёнка писать изложение

Писать изложение является одной из наиболее трудных и важных задач при обучении ребёнка письменной речи. Этот процесс занимает достаточно длительный период времени и требует усердия и последовательности действия педагога или родителя.

 Также, как и при обучении написанию сочинений необходимо, чтобы они сами владели этим навыком, а ребёнок владел базовыми знаниями в грамматике языка, синтаксисе и построении предложений.

Начинать обучать тому, как правильно писать изложение следует ещё в первых классах начальной школы, где закладываются основы связной и правильной речи у детей.

Когда ребёнок работает над изложением, он знакомится с тем, как нужно описывать, что такое повествование или рассуждение, как можно эмоционально окрасить речь, что такое стили речи и т.д. Особо следует подчеркнуть, что именно написание изложений способно приобщить детей к лучшим образцам языка и открыть талант писателя.

Типы изложений

Как научить ребенка писать изложение правильно

  • Сжатые;
  • Подробные;
  • Выборочные;
  • Творческие.

При подведении результатов работы оцениваются:

  • Насколько точно, последовательно и без искажений или неточностей передано содержание текста;
  • Грамматическое и стилистическое оформление речи;
  • Наличие или количество орфографических ошибок.

В зависимости от поставленной задачи, т.е. типа изложения, у ребёнка могут возникнуть некоторые трудности:

  • Подробное изложение требует внимательности ко всем деталям повествования и описания в тексте. Необходимо обучить, как оформлять изложение, как связывать предложения между собой, обращая внимание на правильную последовательность событий во времени и пространстве, причинно-следственные связи. В дальнейшем это помогает развивать логику и память у ребёнка. Особенно полезны изложения при обучении орфографии — дети могут использовать трудные слова и грамматические формы, введённые в текст с целью упражнений. Педагог должен помочь составить список опорных слов, которые могут быть трудными в написании и понимании их значения.
  • Как научить ребенка писать изложение правильноТакже следует научить детей писать краткие (сжатые) изложения, которые являются наиболее сложной разновидностью изложений. Зная, как правильно научить этому, педагог может существенно помочь ребёнку выбрать существенные детали, без которых текст потеряет последовательность и связность, а также передать основное содержание без потерь. Следует проводить коллективные беседы, в течение этого времени дети должны определить, что является главным, а что можно опустить.
  • Научить как писать выборочные изложения несколько проще и, видимо, поэтому ему не уделяют должного внимания в школе. Работая над этим, следует обратить внимание детей на тот отрывок или событие, которое следует в дальнейшем изложить. Трудность может возникнуть, если необходимая информация «разбросана» по тексту. Однако, если правильно научить этому виду письменной речи, то дети смогут правильно отбирать и собирать важный материал для своих высказываний, систематизировать его, а также именно выборочные изложения способствуют развитию избирательности и активности мышления, его способности абстрагироваться.
  • Наибольшую любовь дети обычно испытывают к творческому изложению, ведь именно в них ребёнок может проявить свой творческий потенциал и индивидуальность. Творческая составляющая способна развить воображение ребёнка, привить любовь к чтению художественной литературы, а, соответственно, и научить пониманию замысла и основной мысли произведения. Но, следует учитывать, что возможны и трудности. Не все дети могут вжиться в роль, понять происходящие события и видеть их с точки зрения героя, его возраста и образа жизни, если требуется писать от первого лица. Несколько проще научить творческому дополнению текста, так как дети охотно придумывают дальнейшее развитие событий, проецируя в изложения свой собственный опыт, воображение и переживания. При написании от третьего лица следует уделить внимание ребёнка грамматике и орфографии.
  • Очень важно всегда понимать, что только самостоятельное написание изложений и других видов письменной речи, опирающееся на речь самих детей, а не на списывание, должно вводиться как можно раньше.
  • Педагог – преподаватель
    Лебедь Евгения
  • Как написать сжатое изложение на ГИА:

Источник: http://MaryPop.ru/shkola/chtenie-pismo/nauchit-pisat-izlozhenie.html

Учимся писать изложения в начальной школе

Статьи

Начальное общее образование

Линия УМК Т. М. Андриановой, Л. Я. Желтовской. Русский язык (1-4)

Русский язык

Работа над изложениями способствует активному речевому развитию младшеклассника. В процессе ребенок учится анализировать текст и искать заложенный автором смысл, пополняет словарный запас, оттачивает орфографию. В УМК «Планета знаний» корпорации «Российский учебник» изложению уделено особое внимание. Рассмотрим ключевые принципы этой формы работы, реализованные в популярной учебной программе для начальных классов.

15 апреля 2019

Изложение — письменный пересказ образцового прослушанного или прочитанного текста. Изложения и сочинения рассматриваются как наиболее действенные упражнения в развитии связной речи учеников. Наряду с другими видами работ в начальной школе они учат основным умениям работы с текстом, активизируют мыслительную и творческую деятельность.

Виды изложений

По отношению к объему исходного текста:

  • Подробные (близкие к тексту).
  • Сжатые (краткий пересказ).

По отношению к содержанию:

  • Полные (все содержание).
  • Выборочные (фрагмент текста для восприятия).

По осложненности:

  • Неосложненные.
  • Осложненные (пересказывание с использованием определенных слов, от другого лица, изложение с элементами сочинения).

По структуре исходного текста:

  • Повествование.
  • Описание.
  • Рассуждение.
  • Комбинированного характера.

Начинать обучение изложению следует с повествовательного текста, имеющего ясный сюжет, близкий и понятный младшекласснику. В рассказе должно быть небольшое количество эпизодов.

В учебнике «Русский язык. 4 класс» есть несколько примеров упражнений с изложениями.

Работа над изложением во втором классе (с примером из учебника)

  1. Восприятие текста. Не стоит увлекаться долгими вступительными беседами: достаточно перед прочтением поставить задачу на понимание. Дети воспринимают текст через слух, через зрение.

    Можно варьировать: например, учитель читает вслух, ученики параллельно следят за текстом в книге.

В один из золотых осенних дней собрались к отлету журавли. С восходом солнца высоко поднялись птицы.

Покружились они над родным болотом и потянулись в дальние теплые страны. С ясного неба слышны их прощальные голоса.

До свидания, до свидания, журавли!

(По И. Соколову-Микитову)

  1. Структурный и содержательный анализ текста. Она из основных задач: определить тему произведения.

О ком и о чем говорится в тексте? Как его можно озаглавить? Выбери один из заголовков: «Золотые осенние дни», «Журавли летят», «Отлет журавлей». Какой заголовок ты выбрал и почему?

  1. Работа с готовым планом — вопросником. Поиск ответов на вопросы.
  • Когда собрались журавли к отлету?
  • Когда они полетели?
  • Куда они полетели?
  • Как птицы прощались с родиной?
  • Как прощался с журавлями автор?
  1. Орфографическая подготовка. Поскольку второклассники не знают орфограммы, подготовка заключается в том, что дети находят трудные слова, и учитель проговаривает эти слова с учениками, записывает их на доске.
  2. Коллективный устный пересказ текста с корректировкой (на первых этапах обучения).
  3. Повторное восприятие текста (читает учитель или ученики).
  4. Письменный пересказ текста. Проходит как самостоятельная работа. Учитель индивидуально помогает ученикам, которые в этом нуждаются.
  5. Самопроверка. Учитель напоминает о сложных словах на доске.

Как научить ребенка писать изложение правильно

Методика «Прогнозирование содержания текста»

  1. Детям предлагается только название. Учитель спрашивает: «Как вы думаете, о чем может быть текст?»
  2. Постепенно открываются пункты плана. Каждый раз ученики высказывают предположения, о чем может говориться в этой части текста.

    Прогнозируя, дети создают собственные рассказы по теме и плану.

  3. Прослушивание текста. Детям важно узнать, угадали они или нет. Так развивается навык активного слушания.
  4. Содержательный и структурный анализ текста.

    Учитель спрашивает: «Соответствует ли заголовок содержанию текста? Соответствует ли план?». Дети отвечают, приводят аргументы.

Проверка изложения

Во втором классе проверка работ должна носить обучающий характер. Чтобы дети не боялись, можно разрешить им писать карандашами. Если дети пишут ручками, при первой проверке учитель отмечает ошибки карандашом. Красного цвета быть не должно. На уроке рефлексии дети могут переписать текст с учетом исправлений, и только после этого выставляются отметки.

Можно ставить две отметки: за содержание и речевое оформление и за грамотность, или же одну — в целом за изложение. В школе должен быть единый стандарт. Учителя решают коллективно, сколько отметок ставится: одна или две.

Критерии по оценке изложений

Оценка содержания и речевого оформления:

  • «5» — фактический материал изложен логично, последовательно, полностью передан смысл текста.
  • «4» — содержание раскрыто достаточно полно, соблюдена логика. Допущено не более трех ошибок (содержательных или речевых).
  • «3» — логика и последовательность изложения мысли нарушены, допущены ошибки (4-6, содержательные и речевые).

Оценка грамотности:

  • «5» — несколько исправлений.
  • «4» — 3 орфографические ошибки, 1 пунктуационная.
  • «3» — 4-6 орфографических, 2 пунктуационные ошибки.

Общая оценка:

  • «5» — правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.
  • «4» — незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 исправления.
  • «3» — имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложения, беден словарь, 3-6 орфографических ошибок и 1-2 исправления.

Распространенные ошибки

Речевые недочеты:

  • Неверное определение границ предложений в тексте.
  • Нарушение связи в словосочетаниях.
  • Неоправданное повторение слова.
  • Неправильное или неточное употребление слов.

Недочеты в содержании и построении текста:

  • Искажение содержания текста.
  • Внесение лишних фактов.
  • Пропуск главных частей текста, важных фактов.
  • Нарушение последовательности.
  • Отсутствие красных строк.

Отметим, что в начальной школе особое внимание уделяется работе именно с подробным пересказом. В 1-2 классах работа по составлению планов проходит под контролем учителя. В третьем классе продолжается работа с готовыми планами.

При этом учитель показывает, как по-разному можно представить содержание.

В четвертом классе дети начинают обучаться краткому пересказу (уже самостоятельно выделяют основную мысль каждой части текста), а также выполняют усложненные задания — например, пересказ от другого лица.

#ADVERTISING_INSERT#

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/uchimsya-pisat-izlozheniya-v-nachalnoy-shkole/

Как научить Вашего ребенка писать изложения. 1-2 классы. Есенина С.А

Правообладателям Как научить ребенка писать изложение правильно

8-е изд. — М.: 2016 — 64 с.

На уроках и дома ты читаешь интересные рассказы. Ты пробуешь и пересказывать их. Пока ты делал это только устно. Теперь пришло время попробовать свои силы в письменных пересказах. Такие пересказы называются изложениями. Учись писать изложения. Тогда ты научишься хорошо писать и сочинения, ясно, красиво излагая свои мысли. Успехов тебе!  

  • Формат: pdf     
  • Размер:  12,4 Мб
  • Скачать:    Rghost  

СОДЕРЖАНИЕПредисловие для взрослых 4 Методика работы над изложением 4 Основные ошибки в содержании и построении изложения 5 Оценивание изложения 6

1 классПамятка ученика 7

занятий 7 1-я неделя, декабрь 7 2-я неделя, декабрь 9 3-я неделя, январь 10 4-я неделя, январь 12 5-я неделя, февраль 13 6-я неделя, февраль 15 7-я неделя, март 16 8-я неделя, март 17 9-я неделя, апрель 19 10-я неделя, апрель 20 11-я неделя, май 21 12-я неделя, май 23 Словари 25 Словарь синонимов 25 Словарь антонимов 26 Толковый словарь 26 Планы изложений 27

2 классПамятка ученика 35

занятий 35 1 -я неделя, сентябрь 35 2-я неделя, сентябрь 36 3-я неделя, октябрь 38 4-я неделя, октябрь 39 5-я неделя, ноябрь 41 6-я неделя, ноябрь 42 7-я неделя, декабрь 43 8-я неделя, декабрь 45 9-я неделя, январь 46 10-я неделя, февраль 48 11-я неделя, февраль 49 12-я неделя, март 51 13~я неделя, март 52 14-я неделя, апрель 54 15-я неделя, апрель 55 Словари . 57 Словарь синонимов 58 Словарь антонимов 58 Толковый словарь 58 Планы изложений 59 Уважаемые взрослые! Научить детей правильной и красивой речи, как устной, так и письменной, — сложная задача, требующая комплексного подхода. Один из важнейших её компонентов — написание изложений. В этом пособии представлена методика, пользуясь которой вы научите ребёнка писать грамотные и содержательные изложения. Передавая своими словами небольшие рассказы и отрывки художественной прозы, ребёнок обогащает свою устную и письменную речь, развивает логическое мышление, научается правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли. Яркая, образная, логичная, отвечающая всем языковым нормам речь — основной показатель интеллектуального уровня ребёнка. Кроме того, работа над изложениями помогает научиться хорошо писать сочинения. Ведь, как уже сказано, овладение устной и письменной речью требует комплексного подхода, одно помогает другому. При работе над изложениями решается очень важная задача — умение переводить устную речь в письменную. В пособии подобраны специальные упражнения, обучающие ребёнка выделять элементы, допустимые лишь в устной речи, и находить им соответствующую замену в речи письменной. Передавая услышанный текст своими словами, Ребёнок может помнить смысл сказанного, но забыть какие-то конкретные слова. Поэтому мы уделяем большое внимание подбору синонимов и антонимов, даём соответствующие словари. Также в пособии отрабатывается способность ученика чувствовать различные тонкости образования слов и их употребления. Даны упражнения, где ребёнок находит и исправляет различные лексические и синтаксические ошибки. Чрезвычайно важна логическая связность текста. Поэтому подобран целый комплекс упражнений, помогающих избавиться от логических ошибок разного типа. От выполнения необходимых подготовительных заданий дети переходят к основной работе -написанию изложений. Они могут быть простыми и более сложными. Ребёнок учится составлять план излагаемого текста, придумывает заглавие. Словом, на всех этапах работы предполагается комплексный подход, помогающий усовершенствовать отдельные элементы и свести их воедино. Работа в пособии В начале каждого занятия дана речевая разминка. Этот материал не обязательно весь использовать в начале урока. Часть заданий можно дать в качестве работы над ошибками после того, как изложение написано или для работы дома. После речевой разминки идёт работа над изложением. Обратите внимание! Страницы 33-48 — вкладыш. Перед началом работы в пособии его нужно извлечь и перед написанием каждого изложения выдавать ребёнку соответствующую карточку.

О том, как читать книги в форматах pdf, djvu — см. раздел «Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др.»

.

Источник: https://www.alleng.me/d/lit/lit459.htm

Как научить ребенка писать изложение: Советы. Методика

Изложение — это творческая работа. Письменный пересказ прочитанного и прослушанного текста. Дети учатся писать изложение в школе в 4-5 классе. Отрабатывать этот навык нужно раньше.

В школьные годы будет поздно узнавать, как ребенка научить писать изложение. Тренируйте эту способность у малыша в раннем возрасте. Умение писать изложение развивает память ребенка, формирует понятие правильной речи.

Он учится грамотно и лаконично излагать мысли, красиво говорить.

 Можно ли научиться писать изложение

Научиться можно всему, было бы желание. Здесь нужно желание не только малыша, но и его родителей. Им надо запастись терпением, свободным временем и хорошим настроением. И приступать к процессу как правильно научить писать изложение ребенка. Начинать надо с самого раннего детства. Читайте ему сказки, рассказы, басни, стихи.

Рассматривайте иллюстрации, картинки в книгах. После чтения, попросите ребенка пересказать сюжет услышанной истории. После просмотра картинок, опишите вместе с ним увиденное. В момент пересказа у ребенка тренируется слуховая и зрительная память. Он учится запоминать и излагать содержание текста, описывать изображение рисунков.

В возрасте постарше, когда ребенок умеет читать сам, усложните задание. Пусть он самостоятельно прочитает текст и перескажет его. Начинайте с коротких произведений, постепенно увеличивая объем прочитанного.

Когда ребенок научится писать, начинается следующий этап обучения. Теперь прослушанный текст ему нужно написать. Это немного сложнее, чем просто рассказать.

Как научить ребенка писать изложение, правильно

В школе есть определенная методика как правильно научить писать изложение. Учитель на уроке два раза зачитывает текст. Сначала медленно, с интонациями, остановками на знаках препинания. Второй раз читает более бегло.

В процессе чтения учителем текста, школьники отмечают важные моменты произведения и записывают их в черновик. Затем составляют план изложения. После этого начинают писать пересказ текста, излагают его своими словами, следуя пунктам плана и пользуясь записями из черновика.

Таким методом можно пользоваться и дома. Начинайте с небольших, коротких текстов. Читайте большее количество раз. Ключевые моменты сюжета отмечайте вместе с ребенком. Попробуйте составить план изложения. После этого ребенок начинает писать пересказ.

Если не получится с первого раза, не отчаивайтесь. Отдохните вместе с малышом, отвлекитесь на игры. И через некоторое время начните сначала. Написание изложение не должно быть для ребенка трудной задачей. Надо из этого процесса сделать увлекательное занятие.

Можно писать вместе с ним, потом сравнить у кого получилось интересней и подробней пересказать историю. Обсудить какие моменты он запомнил, почему именно они его заинтересовали.

Если совсем ничего не получается, не может ребенок написать изложение. Ему трудно вспомнить о чем произведение, не знает с чего начать. Надо тренировать память и внимание. Играйте с ним в игры, развивающие память. Много читайте вместе. После каждого прочтения пусть ребенок рассказывает все что запомнил. Учите с ним стихи, басни.

Тренируйте с помощью специальных упражнений на внимание зрительную память. И тогда проблемы как ребенка научить писать изложение не возникнет. Для него это будет несложно. Повторение — мать учения, не забывайте старую добрую пословицу.

Чем больше времени вы уделяете занятиям, тем быстрее и легче ребенок научится выражать свои мысли на бумаге.

  • ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
  • ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
  • КАК РАЗВИВАТЬ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ У ДЕТЕЙ
  • Как Ребенку Привить Любовь К Чтению

Источник: http://razvitiedetei.info/doshkolnoe-razvitie/kak-nauchit-rebenka-pisat-izlozhenie.html

Ссылка на основную публикацию