Особенности воспитания ребенка в неполной семье

  • По социальным нормам, неполная семья состоит из родителя, воспитывающего одного и более детей.
  • На практике часто бывает, что и в семьях, где есть оба родителя, развитием ребенка занимается только один из них.
  • При этом так же, как и в семье с одним родителем, сфера развития личности – мужская или женская, в зависимости от пола ребенка, сильно страдает.

Ребенку важно научится понимать противоположный пол, также, как и себя.

Знать особенности поведения, реакций, приучиться к определенной роли в обществе.

Это необходимо для того, чтобы девочкадевушка, став женщиной не брала на себя роль мужчины, работая с утра до поздней ночи, поднимая тяжести и забивая гвозди, теряя свою женственность и привлекательность для мужчины.

Если же неправильную роль для себя выберет мальчик, то его устремления будут направлены больше в женскую роль – мягкость, пассивность, беззаботность.

Особенности воспитания

Чтобы такого не произошло воспитание детей разного пола имеет свои особенности.

Мальчик становится сильнее и мужественнее, когда родитель поддерживает его начинания проявить силу, давая ему возможность носить сумки из магазина, открывать и придерживать двери, уступать девочке, даме, бабушке место.

Мама, посадившая мальчика на свободное место в автобусе, остается стоять рядом с ним, приучает ребенка к мысли: «Я слаб. А женщина сильнее всех!».

Естественно во взрослом состоянии мальчик по отношению к женщинам, в том числе к маме, ведет себя с позиции бессилия.

Особенности воспитания ребенка в неполной семье

  1. Когда мальчик сделал что-то, что вам симпатизирует, важно обязательно это отметить, сказав: «Молодец. Спасибо»
  2. Разница в проявлении нежности по отношению к детям разного пола различны.
  3. Проявляя любовь к мальчику, всегда помните, что он в первую очередь сильная часть человечества и поэтому мама часто гладящая его по голове, целующая, обнимающая и говорящая ласковые слова, во-первых, развивает в ребенке инфантильность – отсутствие взятия ответственности за себя, во-вторых, не дает ему проявить свои сильные стороны.

Особенности воспитания ребенка в неполной семье

  • Чтобы в девочке развивалась мягкость, чувственность и доброта, проявление любви к ней должно быть постоянно, все зависимости от ее достижений и реализованных дел
  • Какие бы не были отношения между родителями, для ребенка мама и папа навсегда остаются единым целым.
  • Поэтому для его счастливой семейной жизни в будущем, важно приучать к тому, что противоположный пол, имея свои особенности, дружелюбен, честен и верен.
  • Эти знания и убеждения берутся от мнения родителя, который его воспитывает.

Особенности воспитания ребенка в неполной семье

Чаще всего мама и папа играют роль «доброго и злого полицейского». Это значит, что один ругает, другой поддерживает.

Метод «кнута и пряника» работает, если нигде не перегнуть. Например, позволяя все, можно впоследствии наткнуться на полное непослушание ребенка, так как он не будет осознавать границы и знать о рамках дозволенного.

Если наоборот, родитель, проявляет агрессию, то позже он получает отстраненного, закрытого ребенка, который обучается лгать и начинает избегать контактов с другими.

Важно везде соблюдать баланс. За поступок, несущий за собой серьезные последствия, ребенок несет ответственность и тренирует в себе противоположный навык.

  1. Принес двойку –исправил, обманул – нашел возможность признать это.
  2. Особенности воспитания ребенка в неполной семье
  3. Для того, чтобы ребенок обучался чему-то новому с подачи родителя, между ними должно быть доверие
  4. Это возможно лишь, когда ребенок на свои рассказы, мечты, желания, получает поддержку, любовь и понимание.
  5. В неполной семье родителю выпала уникальная возможность быть в роли папы и мамы, что позволяет ему воспитать в ребенке самые важные для того качества.
  6. детский психолог Юлия Брезгунова

Особенности воспитания ребенка в неполной семье

  • Как перезагрузить непонятные отношения?
  • Как привлекать достойных мужчин и сделать правильный выбор?
  • Как создавать по-настоящему счастливые отношения? 1+1=11

Команда Фаза Роста, Фаза Роста

Источник: https://fazarosta.com/knut-ili-prjanik-osobennosti-vospitanija-rebenka-v-nepolnoj-seme/

Воспитание ребенка в неполной семье: так ли все плохо

Особенности воспитания ребенка в неполной семье

Существует мнение, что лучше плохой отец, чем никакого, но так ли это на самом деле? Бывают разные ситуации, когда отсутствует один из родителей. Поэтому приходится постоянно сталкиваться с одной из самых актуальных проблем сегодняшнего времени — воспитание ребенка в неполноценной семье.

Особенности воспитания ребенка в неполной семье

Воспитание ребенка без отца только матерью — процесс более естественный. Именно от матери малыш получает свои первые навыки, первое представление и связь с миром, во всяком случае, так должно быть.

Отец, при всей своей любви и привязанности к ребенку, не способен заменить ему мать и дать то, что в него может вложить только женщина. Не каждый мужчина в полноценной семье готов включиться в процесс воспитания, а точнее обучения, своих детей. На такой подвиг способны только мужчины, для которых важны семейные ценности.

Как воспитать ребенка в неполной семье

Если так сложилась ситуация, что мужчине или женщине по причине развода или вдовства, приходится воспитывать ребенка самостоятельно, то ни в коем случае нельзя провоцировать в них негативное отношение к отсутствующему родителю.

Одинокими отцами, воспитывающими детей без женщины, как правило, становятся мужчины-интроверты, которым с детства были привиты семейные ценности.

Бывает, что одинокий папа, опять же по ряду личных причин, категорически отрицает участие матери в жизни сына или дочери, что абсолютно не правильно.

Никакой отец, даже самый любящий и ответственный, не способен заменить материнскую любовь и ласку.

Разведенные отцы нередко сохраняют глубокие обиды и плохое отношение к матери своих детей, перенося их на всех женщин, что еще хуже, навязывают это мнение ребенку.

В худшем случае недоброжелательность к матери, глубоко проникает в психическое восприятие ребенка.

Со временем убежденность отца в «плохой матери» может стать для сына отправным пунктом обид на всех женщин, формируя тем самым неблагоприятный жизненный сценарий.

С противоположным отношением, когда мама считает всех мужчин безответственными, может столкнуться девочка. К тому же у женщин бывает очень много оснований, которые формируют негативное отношение к мужчинам.

Отношения государства к неполным семьям

Работники образовательных учреждений — учителя и психологи постоянно сталкиваются с условностями в воспитании в неполной семье, а ведь им хорошо известны причины разводов и родительских конфликтов.

Особенности воспитания ребенка в неполной семье

Если женщина решает расстаться с мужем, вредные привычки которого влияют на формирование здоровых семейных отношений, то общество и религия, стараясь из последних сил сохранить в России институт брака, категорически выступает против разводов.

Государственная политика не может закрывать глаза на такое массовое явление. В России разрабатываются всевозможные пакеты программ и льгот в оказании социальной помощи матерям одиночкам. Финансовый фон, со временем, становится более благополучным.

Как все обстоит в области психологии?

Распространено обывательское мнение в обществе: «Ребенок страдает, когда отсутствует один родитель». Однако многие неспособны объяснить, каким образом может быть нарушена психика ребенка, если воспитание происходит в неполной семье. Ведь развитие детей может происходить без отца или без матери, если правильно с ним заниматься и уделять внимание.

К сожалению, в обществе наблюдается тенденция, когда воспитание ребенка без отца воспринимается, как нормальное явление. Однако в этом нет ничего неприемлемого, важно то, как родитель подходит к воспитанию и как объясняет ребенку причину отсутствия полной семьи.

Мнение о том, что дети, воспитанные только матерью, имеют психологические проблемы или становятся неуправляемыми хулиганами — в корне неправильное.

Особенности воспитания ребенка одним родителем

Особенности воспитания ребенка в неполной семье

Плохо, когда женщина терпит грубое отношение со стороны мужчины, а тем более, если оно переходит на детей.

Конечно, разведенные женщины могут встретить заботливого и внимательного мужчину, которые окажется лучшим отцом. А ведь такие случаи нередки.

Взрослым, а особенно родителям, необходимо понимать все плюсы и минусы воспитания детей в неполной семье, научиться разбираться в причинах алкоголизма мужей и изменах жен, от которых их, может быть, еще не поздно спасти. Сделать это можно, только поняв природу человека, узнав его психологические особенности.

Отцы, принявшие решение без матери воспитывать ребенка, отличаются строгостью и мужской сдержанностью.

Некоторые женщины, стремятся оградить сыновей от влияния сверстников и улицы, даже не представляют, как это может повлиять на взрослую жизнь.

Родители, воспитывающие детей так, как считают нужным, в соответствии со своим отношением к жизни, не учитывая интересов и желаний других, на самом деле, не дают ему развиваться как личности.

Источник: https://moykarapuz.com/razvitie-rebenka/vospitanie-rebenka-v-nepolnoy-seme.html

Как в неполной семье вырастить счастливого ребенка: ключевые проблемы и их решение

В традиционном понимании семья – это мама, папа, дети, близкие родственники. Неполная семья характеризуется отсутствием одного из родителей (чаще, отца). Воспитание детей в неполной семье – вопрос, который волнует родителей, педагогов, государство.

Что такое неполная семья

Причины образования неполных семей:

  1. смерть отца или матери (осиротевшие семьи);
  2. развод супругов;
  3. рождение детей вне брака.

Дети остаются с мамой (материнские семьи) или папой (отцовские семьи). Одинаково остро в обоих случаях стоит вопрос воспитания детей.

Воспитательные методы в подобных семьях ограничены: нет контроля и надзора за детьми со стороны отца, они не видят варианты семейных отношений.

Когда в семье нет образца поведения взрослого человека одного из полов, психическое развитие становится односторонним:

  1. Мальчик под маминой охраной вырастает без чисто мужских качеств: твердости, решительности, ответственности;
  2. Девочка формирует искаженный образ мужчины – упрощенный, либо идеализированный.

Негативный опыт родителей приводит к тому, что и дети в дальнейшем легко идут на разрыв отношений. Особенно, если в воспитании их в неполной семье были допущены ошибки.

Ошибки воспитания детей в неполной семье

Родители для ребенка – учителя, жизненный пример. Роль мамы – эмоциональное развитие, папа расставляет жизненные приоритеты. Дети получают гармоничное развитие, во взрослую жизнь выходят подготовленными.

Но как быть, если ячейка общества распалась? Как вырастить кровиночку не ущербной личностью?

Среди неполных семей преобладают «материнские». Мама стремится сделать дитя счастливым, но, зачастую, допускает перекосы в воспитании. Психологи классифицировали типичные ошибки воспитания ребенка в неполной семье матери одиночки:

Самопожертвование.

Мать осталась одна с малышом на руках. Все силы, энергию направляет на него, заполняет время единственной любовью – ребенком. Жертвует личной жизнью, опекает каждый его шаг, самозабвенно играет роль идеальной матери.

Тотальный контроль тормозит психоэмоциональное развитие малыша. Он становится инертным, встревоженным, эгоистичным по отношению к матери – ведь системы наказания нет.

В дальнейшем все решения за него принимает мама. Человек вырастает не самостоятельным, вину за неудачи перекладывает на других. Отношение с родительницей болезненные – он и любит ее бесконечно, и стремится избавиться от гиперопеки. Успех в жизни и собственная семья у таких людей бывают редко.

Тирания

Женщина поднимает ребенка одна, без мужа. Старается заменить сильную половину – становится строгой,

требовательной, иногда жестокой, чтобы не избаловать. Не замечает, что не додает любви и заботы малышу.

В отношениях появляется отчужденность, отпрыск замыкается, душевную теплоту ищет на стороне. Скрывает чувства, врет, приспосабливается. Приобретает комплекс неполноценности, лишается счастливого будущего.

Некачественное общение

Мать-одиночка сталкивается не только с проблемой, как воспитать ребенка одной, но и как прокормить его. Она много работает, хватается за любой дополнительный заработок, чтобы у маленького было все: игрушки, еда, одежда. На общение времени нет – компенсирует деньгами, подарками.

В борьбе за мамино внимание маленький хитрец подключает детский арсенал: капризы, слезы и, что интересно, начинает болеть. Болезнь заставляет мать всецело отдавать себя заботе о чаде.

  • Ребенку важно качество общения: пусть раз в неделю, но праздник; пусть полчаса в день, но только искренний интерес к его детским делам.
  • Воспитательные родительские перегибы – плохо; в отношении дошколят – недопустимо.
  • Особенности воспитания ребенка в неполной семье

Дошкольник в неполной семье

Адаптироваться к новым жизненным условиям, разводу родителей, маленькому человечку стоит большого психического напряжения. Малышу одному справиться не под силу. Поэтому организация воспитания дошкольников в неполной семье имеет свою специфику.

В нежном возрасте родители закладывают фундамент нравственного воспитания. Малышу важно знать, что его мама и папа хорошие – тогда и он хороший. Психику ребенка разрушают следующие вещи:

  1. • когда ребенку врут о втором родителе («Твой папа был разведчиком, геройски погиб на задании»);
  2. • отсутствующего родителя объявляют умершим;
  3. • скрывают всю информацию о нем.
Читайте также:  Ребёнок кусается в год, что делать

Дети интуитивно чувствуют недомолвки и ложь, тревожатся, предполагают худшее. Тревога перерастает в раздражительность, затем в хроническую усталость – хрупкая детская психика ломается.

О другом родителе всегда есть что сказать хорошего, ведь когда-то была любовь, плодом которой явилось чудо – маленький растерянный человечек. Для душевного спокойствия ему внушают, что папа был хорошим, но слабым человеком. Умная мама описывает те черты характера, привычки отца ребенка, за которые она сама его любила.

Человек подрастет, оценит поступки родителя, бросившего его маленьким. Но в деликатном возрасте ему необходимо верить, что его создали хорошие люди.

Не только возраст обуславливает особенности воспитания детей в неполных семьях, но и половая принадлежность. Мальчики и девочки по-разному смотрят на мир, требуют разного к себе подхода.

Мальчик в неполной семье

Мудрая мама (родившая сына «для себя», вдова, разведенная) закладывает базовые качества: мужественность, смелость, уважение к женщине, великодушие. Растит защитника Родины и семьи. Важная задача, ведь мир активно стирает границы мужественности, половые различия. А социальная роль мужчины – быть главой семьи, добытчиком, охранником своих домочадцев.

В неполной семье мальчик растет в атмосфере психологического неблагополучия. Без мужской руки меняется личность будущего защитника. Мало знать свою половую принадлежность и уметь продолжить род. Требования к мужчине неизменные – ответственность за себя и близких.

Если вечно занятая мама не готовит парня к такой роли, у него нет мужского примера, кроме крутых интернетовских супергероев, то парень вырастает инфантильным, не способным принимать решения, не готовым к отцовству.

Мужественность – не значит агрессия, экстрим, криминал, беспорядочный секс. Поэтому, воспитание ребенка, мальчика, в неполной семье, проходит успешно, когда родительницы следуют советам психологов:

  • Создают положительный образ папы, не ругают его, по каким бы причинам он ни бросил сына. «Просто не сложилось». Вспоминают благожелательно. Заигрываться тоже опасно – отец может появиться нетрезвым, ребенок распознает обман;
  • Не берут на себя мужскую роль. Мужское воспитание женщины дать не могут по умолчанию. Обе роли будут не доиграны, достойного результата не будет;
  • Не очерняют мужа. Сын перенесет это на всех мужчин и себя, в том числе. Будет страдать, чувствовать вину перед мамой, ведь вся его любовь отдана ей;
  • Стимулируют общение с отцом, прививают к нему уважение. Общение не должно быть формальным, этом момент обговаривают с бывшим;
  • Находят пример для подражания: дедушка, брат, батюшка в церкви. Хорошим образцом бывают тренеры, второй муж;
  • Относятся к парню как к мужчине, с уважением, даже если он дошкольник. Не гасят природную мальчишескую активность, следят, чтобы она не переродилась в агрессивность. Не унижают, если опростоволосился. Хвалят за храбрость, стимулируют хорошие поступки;
  • Не зацикливаются на собственных переживаниях по поводу разрыва отношений. Не унывают, улыбаются, не теряют оптимизма. Душевное состояние ребенка стоит того. Хвалят за малейшее желание помочь маме – сын чувствует, что главный человек оценил его мужской характер;
  • Читают книги и смотрят фильмы о настоящих героях, обсуждают их мужественность.

Рекомендации психологов дают результаты, но незначительные. В этом проблемы воспитания детей, особенно мальчиков, в неполной семье. Сын воспринимает любой факт через мамину призму.

В доме нужен мужчина, иначе парень не вырастет полноценным психоэмоционально. Главным человеком для него останется женщина, которая будет принимать решения.

Девочка в неполной семье

С девочками мамам проще. Они неосознанно строят свою жизнь по материнскому сценарию. Поэтому им не говорят, что все мужчины, как твой отец, предадут, бросят. Дочь должна вырасти и счастливо выйти замуж. Как этого добиться?

  • Не говорят о мужчинах плохо, особенно об отце. Даже если бывший муж подлец, генетически он присутствует в девочке. Унизительно понимать, что ты от плохого человека;
  • Делают так, чтобы дочка видела полные семьи с доверительными отношениями – будет с кого брать пример;
  • Недополученная со стороны папы любовь плохо отражается на судьбе девочки. Мужчина должен быть в семье, пусть в лице родственников: дедушки, брата;
  • Мамы прививают дочкам женственность, доброту. Смелость, отношение к обществу идут от мужчины;
  • Чуткая мама дает дочери ощущение счастья. Не тоскует об ушедшей молодости, не злится на мужа за разбитые надежды. Реализует себя в достижениях, гармонично развивает дочь.

Все люди родом из детства – что видели, тому и следуют. Что касается воспитания детей в неполной семье, то оно не зависит от количества членов. Поэтому к семье, состоящей из одинокого родителя и деток, нужно относиться как полноценному образованию. Родители добиваются, чтобы слово «неблагополучный» не стало ярлыком их ребенка.

Источник: https://detiivzroslie.ru/vospitanie/kak-v-nepolnoj-seme-vyrastit-schastlivogo-rebenka-klyuchevye-problemy-i-ih-reshenie

Особенности воспитания ребенка в неполной семье

ОСОБЕННОСТИ  ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ

Актуальной на сегодняшний день остается проблема протекания жизни ребенка  в неполной семье.  Рассмотрим вопросы детско-родительских отношений, вопросы формирования личности ребенка из неполной семьи. Определим характерные особенности воспитания детей родителями-одиночками и возникающими трудностями воспитания в социальной и педагогической сфере.

Ключевые слова: одинокая мать, неполная семья, воспитание

Основное назначение семьи — удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения.

В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вытекают основные функции семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации досуга и отдыха.

Между ними существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодополняемость.

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и закладывается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Семья во все времена находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными реформаторами. И это не удивительно. Семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества.

Воспитание в неполной семье – это такое же обычное, нормальное воспитание, только оно осуществляется в более трудных условиях.

  Более всего следует учитывать особенности  личности того человека, который остается с ребенком один.

Способность этого воспитателя соответствовать всем требованиям играет в формировании личности ребенка значительно большую роль, чем тот факт, что семья неполная.

         Не любая полная семья является нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребенка, но все же наличие в семье обоих родителей помогает успешнее решать многие задачи, связанные с сохранением его психического здоровья.

          В последние годы демографы, социологи, психологи, педагоги и другие специалисты проявляют тревогу в связи с глубоким системным кризисом института семьи, который проявляется в деформации традиционных семейных устоев и семейного воспитания.

Неполная семья — это не только семья разведённых родителей, но и семья, потерявшая кормильца, семья матери-одиночки, а также женщины, которая решилась взять ребёнка из детского дома. И каждая ситуация отличается своими  особенностями и трудностями, с которыми сталкивается одинокая мать (реже одинокий отец).

В последнее время значительно сократился перечень социальных гарантий и снизился уровень социальной защиты. Женщина-мать, воспитывающая ребенка без отца, сама должна нести ответственность за благосостояние своей семьи.

Особенную нужду испытывают неполные семьи, в которых растут дети с отклонениями от нормы в физическом или нервно — психическом развитии, а тем более дети — инвалиды.

Если ребенок — инвалид нуждается в постоянном присмотре и уходе, то женщина не имеет никакой возможности улучшить материальное благосостояние, им приходится жить на пенсию по инвалидности ребенка и детское пособие.

Необходимость ухода за ребенком в отсутствие помощи со стороны, разрушение сферы бытовых услуг не позволяют женщине проявить себя в профессиональной сфере: решающее значение на их выбор и формирования поведения оказывает материальная ответственность.

Многие женщины считают воспитание и уход за детьми своим главным предназначением и отодвигают на второй план профессиональный успех и карьеру.

В то же время материальное благополучие и нередко занятость на двух работах отстраняет одинокую мать от воспитания и ухода за ребенком, и он предоставлен самому себе.

Даже самая заботливая женщина в неполной семье, физически не имеет достаточно времени для воспитания своего ребенка.

Среди проблем неполных семей особенно остро стоит проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Правы те, кто полагает, что издержки воспитания детей в неполной семье связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов.

Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе. Отсутствие одного родителя в семье может явиться причиной неполноценного, неудачного воспитания детей.

В материнских неполных семьях мальчики не видят примера мужского поведения в семье, что способствует формированию в процессе их социализации неадекватного представления о ролевых функциях мужчины, мужа, отца. Поведение незамужней матери в семье во многом обусловлено отсутствием второго родителя.

Это влияет и на социализацию воспитывающихся в материнских неполных семьях девочек, искажает их представления о ролевых функциях женщины, жены, матери.

Дети, воспитывающиеся в монородительских семьях, лишены примера взаимоотношений мужчины и женщины в семье, что негативно влияет на их социализацию в целом и на подготовленность к будущей семейной жизни в частности.

Педагогика оценивает показатель идентификации детей со своими родителями одним из основных критериев эффективности семейного воспитания. При этом ребенок выражает принятие нравственных и идеологических норм своих родителей. Осуществление этой составляющей воспитательного процесса в неполной семье деформируется в связи с отсутствием одного родителя. В отцовских неполных семьях к перечисленным выше проблемам добавляются отсутствие материнской ласки, без которой воспитание детей тоже не может быть полноценным.

Вследствие отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещения всех этих задач весьма затруднительно.

Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами. Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие утраты одного из родителей. Большинство неполных семей возникают по причине ухода отца.

Матери редко удается сдерживать и скрывать свое раздражение по отношению к нему; ее разочарование и недовольство нередко бессознательно проецируется на их общего ребенка. Возможна и иная ситуация, когда мать подчеркивает роль безвинной жертвы, в которой оказался ребенок.

При этом она стремится с избытком восполнить недостаток родительской заботы и переходит все разумные пределы. Во всех подобных случаях воспитательная атмосфера семьи искажается и отрицательно сказывается на становлении личности ребенка.

В силу названных причин дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, обладают рядом психологических особенностей: более низкой успеваемостью, склонностью к невротическим нарушениям и противоправному поведению, проявлениями инфантильности, негативным отношением к родителям, нарушениями полоролевого поведения, тягостным чувством отличия от сверстников, неустойчивой, заниженной самооценкой с актуальной потребностью в ее повышении, неадекватной требовательностью к матери и высоким желанием изменений ее поведения, активным поиском «значимого взрослого».

Немаловажно и то, что в отсутствие одного из родителей ребенок лишен возможности полноценного формирования стереотипа поведения своего пола.

Так, в отсутствие отца мальчик не имеет возможности на ближайшем примере наблюдать особенности мужского поведения и невольно перенимает женские черты.

И для девочки мать в этой ситуации вынуждена совмещать собственную материнскую роль и роль отсутствующего отца; в результате психосексуальное развитие отличается противоречивостью.

В неполной семье для будущих супругов отсутствует главное — пример брачных отношений. Поэтому отсутствует для детей — будущих супругов и родителей — определенная возможность формирования культуры чувств, отношений, характерных для взаимоотношений мужа и жены.

Будущие мужья, воспитывающиеся без отца, нередко усваивают женский тип поведения или же у них формируется искаженное представление о мужском поведении как агрессивном, резком, жестоком.

Читайте также:  Можно ли давать ребенку воду и сколько?

А у будущих жен, выросших без отца, хуже формируются представления об идеале будущего супруга, в семейной жизни им значительно труднее адекватно понимать мужа и сыновей. Поэтому в таких семьях заведомо больше причин для конфликтов, разводов.

Воспитательные возможности в неполной семье ограничены: затрудняется контроль за детьми, отсутствие отца лишает детей возможности знакомиться с разными вариантами семейных отношений и влечёт за собой односторонний характер психического развития.

Это связано с отсутствием образцов сексуального поведения взрослого человека, которым можно было бы подражать в будущем. Мальчик, получивший «охранное» материнское воспитание, нередко лишён необходимых мужских черт: твёрдости характера, дисциплинированности, самостоятельности, решительности.

Девочке общение с отцом помогает формированию образа мужчины. Если отца в семье нет, то образ мужчины получается искажённым — обеднённым или, напротив, идеализированным, что приводит впоследствии либо к упрощённости в личных отношениях с мужчиной, либо к непреодолимым сложностям.

Опираясь на негативный опыт родительской семьи, супруги из неполных семей легче идут на разрыв и в собственной семье.

Все это не означает, однако, что неполная семья обязательно является неблагополучной в воспитательном аспекте. Указанные проблемы могут возникнуть в неполной семье с большей вероятностью, чем в полной, но из этого вовсе не следует, что они обязательно возникнут. В ряде случаев психологическая атмосфера семьи достаточно благоприятна и не создает затруднений в формировании здоровой личности.

           Бытуют самые разноречивые мнения о семьях, где воспитанием ребенка занимается только мать.

Одни считают, что это всегда плохо, другие утверждают, что для ребенка абсолютно безразлично, кто его воспитывает, а третьи доказывают, что неполная семья имеет даже определенные преимущества перед полной семьей, так как оставшийся с детьми родитель несет персональную ответственность за все, что происходит в его семье и не пытается переложить вину за собственные неудачи, просчеты или ошибки на других членов семьи. В качестве иллюстраций к своим утверждениям они приводят многочисленные примеры воспитания прекрасных (зачастую выдающихся) людей, выросших без отца.

 Для маленького ребенка окружающее общество – это семья. Именно в ней изменяется «Я» ребенка. И не имеет большого значения в данном вопросе число окружающих людей. Гораздо важнее качество и интенсивность взаимных отношений.

Ребенок может жить с одной матерью и хорошо понимать, что они с большим уважением относятся друг к другу. Ребенок ясно осознает, что в мечтах матери он сильный и хороший человек, что она с ним считается, от него многого ждет.

Такое положение не всегда бывает и в полных семьях.

Несомненно, каждая из этих точек зрения может быть в одинаковой степени и принята, и опровергнута другими примерами, которыми изобилует жизнь.

Таким образом, неполная семья, хотя и сталкивается с рядом объективных трудностей, но, тем не менее, обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей.

Родителю, в силу обстоятельств оказавшемуся главой неполной семьи, необходимо трезво осознавать психологические особенности создавшейся ситуации и не допускать, чтобы они приводили к негативным последствиям.

Опыт множества благополучных неполных семей свидетельствует, что это возможно.

Библиографический список

  1. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка. — М.: Просвещение, 1986.
  2. Матейчек З. Некоторые психологические проблемы воспитания детей в неполной семье// Воспитание детей в неполной семье/ перевод с чеш. Хваталовой Л.Н., общ. ред.и послесловие Н.М. Ершовой.- М.: Прогресс,1980.
  3. Николаева, Я. Г. Воспитание ребенка в неполной семье.// Я.Г. Николаева.- М., Владос, 2006.-159 с.
  4. Смирнова, Е.О. Специфика эмоционально-личностной сферы детей, живущих в неполной семье / Е.О. Смирнова, B.C. Собкин // Вопр. психол. 1999. №6. C.18−28.
  5. Сохранная, Н.А. Работа с неполными семьями.// Н.А. Сохранная.- Минск., Красико-Принт, 2006.-176 с.
  6. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи. // В.М. Целуйко — М., Владос, 2003.-272 с.
  7. Целуйко, Н.А. Родители и дети: психология взаимоотношений в семье. //Н. А. Целуйко. Мозырь., 2006. – 132 с.

Источник: https://sad22lida.schools.by/pages/osobennosti-vospitanija-rebenka-v-nepolnoj-seme

Воспитание ребенка в неполной семье

Воспитание ребенка

в неполной семье

Изначально природой заложено так, что ребенок воспитывается папой и мамой. Плод любви двух людей растет, развивается и познает мир вместе с самыми родными людьми. Такая семья является полноценной.

Однако в наше время неполноценные семьи стали почти нормой, ведь много женщин рождает детей вне брака, для себя, воспитывая дитя за двоих. Часто семьи распадаются — и ребенок остается на воспитании у матери или у отца.

Как же одному родителю справляться с воспитанием? В чем особенности воспитания детей в неполных семьях?

Как воспитать ребенка в неполной семье

Неполные семьи возникают по самым разнообразным причинам: в связи с гибелью одного из родителей, разводом, внебрачным рождением ребенка.

Воспитательная атмосфера семьи, где мама овдовела, является более благоприятной, нежели в семье, где случился развод.

Сохраненные родственные связи обеспечивают детям психологическую поддержку, компенсируют недостаток общения. Если в такой семье несколько детей, то это тоже может быть частичной компенсацией неполноты семьи.

Обычно старший ребенок становится младшему «ведущим», стимулирует его в социальной сфере, выступает защитником.

Психологи констатируют, что в неполных семьях дети меньше конкурируют и больше привязаны друг к другу. В случае развода родителей дети просто «сдают» экзамен на раннее взросление. Развод для детей является ломкой привычных отношений, традиций, устоев.

Наибольшее влияние развод оказывает на детей дошкольного возраста. В такой неполной семье отношения между родителем и ребенком иногда развиваются по типу культа самопожертвования. Это означает, что мама и дитя связаны любовью, страданием, болью, печалью.

Такой тип взаимоотношений рождает в ребенке пессимизм, неуверенность в своих силах, беспокойство, мрачные настроения. А иногда отношения между родителем и ребенком в семье после развода развиваются по типу равнодушия. Дитя не замечают, мама страдает и вся отдается печали и обидам.

Нередко эта обида может выливаться и на ребенка. Тогда он еще больше слабеет душой и телом, ощущая потерю отца и матери одновременно.

Поэтому после развода или в случае рождения ребенка без отца мама должна все делать так, чтобы ребенок по минимуму чувствовал отсутствие второго родителя. Не лишними будут консультации детского психолога, общение с педагогами.

Очень часто роль отца в таких семьях начинает играть дедушка, или другой родственник семьи. Ребенок, особенно мальчик, интуитивно тянется к мужчине, похожему на отца, потому что он хочет компенсировать дефицит мужского внимания и заботы.

Хорошо, если такой мужчина есть рядом.

Воспитание детей без отца

Сегодня отцы гораздо активнее принимают участие в воспитании ребенка даже после развода. Как правило, мамы демократичны и позволяют общаться ребенку с отцом. Ведь после развода отсутствие отца очень ощущается детьми. Без него ребенку не хватает авторитета и дисциплины.

После развода огромную роль играет отношение мамы к бывшему мужу, который в любом случае остается папой. Одни женщины не упоминают мужа и живут, как будто его никогда не было. Другие сознательно вытесняют из детской памяти все хорошее об отце, пользуясь случаем упомянуть о нем с негативной стороны.

Мудрые женщины стараются не менять в представлении детей образ отца. Они вспоминают и хорошее, и плохое, давая возможность детям самим делать выводы. Психологи говорят, что создавать образ плохого отца после развода — удел слабых и не дальнозорких женщин.

Ведь мальчик в таком случае будет развиваться с комплексами, а девочка будет подсознательно думать, что все мужчины плохие.

Присутствие отца в семье влияет и на умственное развитие детей, и на их интерес к образованию. Согласно исследованиям, время общения мальчика с отцом сказывается на его учебе. Чем больше они общаются, тем лучше сын учится. Активный и деловой отец, нацеленный на успех, вызывает у мальчика желание подражать ему. Для него он — авторитет и образец во всем.

Первые 5 лет жизни играют определяющую роль в развитии мужского характера у мальчика. Чем дольше в это время ребенку приходится жить без отца, тем больше будет трудностей в его половой идентификации.

Если мальчика воспитывает одна мать, то можно наблюдать у него проявление женских черт характера, предпочтение занятий, свойственных девочкам.

В развитии девочки отец является главным мужчиной, образцом, на который впоследствии она будет ориентировать свои отношения с мужчинами.

Исследования психологов констатируют, что взаимоотношения девочки с отцом в раннем детстве влияют на ее будущую личную жизнь. Женщины, которых воспитывали дружелюбные и ласковые отцы, как правило, удачны в браке, в сексуальном и духовном отношении.

А те, у которых отец был безликим или его вовсе не было, чаще в браке несчастливы. Такие девочки зажаты и скованы, у них часто присутствуют комплексы неполноценности, они считают себя некрасивыми и недостойными счастья.

Даже в маленькой и знакомой компании они отмалчиваются и краснеют, чувствуют себя неуютно, предпочитают одиночество. Поэтому они и не могут устроить свою личную жизнь. Отношения с мужчинами вызывают у них страх.

То есть недостаток отцовского влияния при взрослении девочки затрудняет ее развитие как женщины и осложняет формирование навыков межполовой коммуникабельности. Такие женщины очень часто разводятся, как и их матери.

Особенности воспитания детей в неполных семьях

Распад семьи — это почти всегда травма для ребенка. Но часто эту травму оставшийся воспитывать ребенка родитель и не пытается смягчить. В своих горьких метаниях и обидах женщины нередко забывают о детях. Они же в свою очередь считают себя покинутыми обоими родителями. 

Другие же мамы после разрыва пробуют взять на себя двойную миссию. Они пытаются стать детям и папой, и мамой одновременно. Эта миссия очень редко бывает выполнимой, поскольку в полной семье отец и мать занимают свои ниши. На стыке воспитательных позиций находится золотая середина, которая дает возможность грамотно воспитывать детей.

Одинокая мама хочет заменить мальчику отца. Она становится строже, чем обычно. Мама начинает предъявлять повышенные требования к ребенку и порой даже бывает жестокой.

Но психологи считают, что воспитание в неполной семье может быть нормальным процессом, только оно осуществляется в более трудных для мамы условиях. Качества родителя, который воспитывает ребенка, вполне могут компенсировать ему недостаток другого родителя после распада семьи. Ребенок прекрасно дифференцирует мать от отца, поэтому не стоит брать на себя невыполнимые миссии.

Главным воспитательным оружием мамы должна стать двойная ответственность. Ребенок должен чувствовать, что он по-прежнему защищен, любим, что его готовы выслушать, помочь и поддержать.

Очень часто после развода родителей дети в детском саду слушают рассказы сверстников об отцах, совместном семейном времяпровождении. Это у них вызывает скрытую зависть и чувство обиды. Хорошо, если после развода дитя общается с отцом. Если же этого не происходит, то такие обиды со временем могут выливаться даже в ненависть к матери, психические отклонения и развитие фобий.

Рекомендации для родителей,

которые воспитывают своих детей в одиночку:

·        Чаще общайтесь с ребенком и выслушивайте его. Задавайте вопросы, интересуйтесь его жизнью в детском саду и школе, отношениями с друзьями, сверстниками.

·        Чаще хвалите сына или дочку. Не наказывайте их. Стабильная в эмоциональном плане атмосфера сохранит у ребенка доверие к матери и чувство собственного достоинства, уверенность в себе.

·        Не запрещайте ребенку вспоминать прошлое, в частности отца. Это его право.

·        Помогайте сыну и дочке учиться навыкам поведения, которые соответствуют его полу.

·        Расширяйте и развивайте социальные связи семьи. Ребенок должен иметь возможность активно общаться и выстраивать отношения со знакомыми вам мужчинами.

·        Новый брак — это шанс возвращения ребенка к жизни в полноценной семье. И тут важно, чтобы между новым избранником матери и ее ребенком сложились отношения взаимопонимания и любви.

Читайте также:  Ожирение у детей: причины, степени, профилактика и лечение

Источник: http://www.mdoydetsad3.ru/vospitanie-rebenka-v-nepolnoy-seme

Воспитание ребенка в неполной семье | Азбука воспитания

В современной жизни постоянно увеличивается количество семей, в которых воспитание ребенка осуществляется одним из родителей.

Это может быть связано с ростом разводов, со смертью родителя, с желанием матери одной родить и воспитывать ребенка.

Самая главная сложность, с которой сталкивается родитель – это ответственность за статус являться одновременно и матерью, и отцом для своего чада.

В полных семьях родители выступают для ребенка эталоном супружеских взаимоотношений, эталоном отцовской и материнской роли в воспитании чада. В неполных семьях у ребенка есть только один из родителей, а потребность в присутствии другого приводит к подсознательному стремлению сформировать его образ.

Благодаря встречам со вторым родителем, а также на основании каких-то воспоминаний, с помощью фантазии ребенок рисует себе его образ. Так, например, у мальчика без папы труднее формируется самообладание, самодисциплина, сложнее происходит половая идентификация.

И если мама в разговорах с малышом постоянно акцентирует внимание, что отец плохой, то тем самым она снижает самооценку ребенка. Ведь он не может считать себя хорошим, если появился на свет от плохого человека.

Поэтому наиболее оптимальным будет формирование впечатления о втором родителе, не живущем вместе, как о человеке, которому присущи как положительные, так и отрицательные черты характера.

Случается, что родитель вообще не комментирует ситуацию развода. Не упоминает об ушедшем человеке, ничего не объясняет. Тяжелое эмоциональное состояние взрослого после развода негативно сказывается и на состоянии ребенка. Для него весь привычный мир рухнул.

Малыш пробует его переосмыслить, ориентируясь на поведение живущего с ним родителя. Видя его состояние, ребенок испытывает чувство тревоги и неуверенности. Он беспокоится. Находится в том состоянии, когда осознается потеря родителя, который ушел, и родителя, который физически с ним остался.

Получается, что ребенок проживает два состояния. Состояние боли от потери родителя, и состояние тревоги за поведение другого. Маленький человечек тоже нуждается в определенном периоде приспособления к новой ситуации.

Он, как пример, должен понять, что мама все так же рядом с ним, да и отец для него полностью не потерян.

Пересматривая распределение ролей родителей, женщины стараются относиться к своему ребенку более строго, чем обычно. Таким поведением они как бы компенсируют отсутствие влияния отца. К хорошему результату такое поведение тоже не приведет. Дети по-разному воспринимают роль матери и отца в своем воспитании.

Отцовская строгость воспринимается как строгость, а излишняя строгость матери – как отказ в любви. В неполной семье ребенок особенно нуждается в осознании себя самым любимым и нужным. Поэтому в ответ на сверхстрогость мамы начинает пользоваться всем доступным ему арсеналом средств: капризничать, упрямиться.

Использует все, чтобы привлечь внимание к своей проблеме. Может и наоборот — расти инфантильным, не умеющим принимать самостоятельные решения. Воспитывая сына одна, не старайтесь заменить ему отца. Лучше внушайте мальчику мысль, что он мужчина в семье.

Пусть он учится принимать решения, участвовать в жизни семьи на равных правах, чтобы приобрести навыки и в дальнейшем стать мужчиной, который будет способен нести ответственность не только за себя, но и за свою семью.

Желательно предоставить ему возможность общаться с различными мужчинами: отцом, дедушкой, дядей, тренером спортивной секции. Поощрять его контакты с другими мальчиками: ровесниками, братьями.

Что касается дочери, то мама в ее воспитании меньше сомневается. Девочка во взрослой жизни ориентируется на образец, который олицетворяет ее мать. При этом дочка воссоздает в своем воображении образ отца, который идеально соответствует ее представлениям об отце-мужчине.

Этот образ сильно повлияет на ее идеалы, с которыми она будет сравнивать других мужчин. У нее и так перед глазами пример семьи, которая существует без отца.

Если добавить к этому негативное отношение к отцу, как к мужчине, то девочка может спроецировать это отношение на всех представителей противоположного пола и впоследствии может испытывать трудности в своей взрослой семейной жизни.

Поэтому:

обсудите с ребенком Вашу ситуацию, обсудите ее причины. Не критикуйте второго родителя, не настраивайте малыша против него. Этим Вы сделаете только хуже ребенку.
не замыкайтесь в себе, уделяйте внимание ребенку. Помните, не Вы одни болезненно переживаете разрыв. С Вами одновременно страдает и Ваш ребенок.

Поэтому всегда находите время, чтобы поговорить с ним, выслушивайте его рассказы о школьных или детсадовских событиях. Чаще улыбайтесь. Оберегайте отношения родитель-ребенок от уныния и отчаяния. Показывайте ребенку, что в Ваших с ним отношениях ничего не изменилось.
подбадривайте и хвалите.

Оптимизм взрослого поможет ему сохранить доверие к миру и укрепит уверенность в себе.
вместе с ним вспоминайте прошлое. Пусть ребенок знает, что с Вами он может откровенно поговорить обо всем. Не избегайте разговоров об ушедшем втором родителе. Пусть ребенок знает, что Вы тоже его помните и уважаете.

прививайте малышу навыки, соответствующие его полу.

И самое главное, у несчастного родителя не сможет вырасти счастливый ребенок. Поэтому будьте счастливы! Хотя бы тем, что у Вас есть ребенок.

Источник: http://povtoriashki.ru/

Источник: https://azbyka.ru/deti/vospitanie-rebenka-v-nepolnoj-sem-e

Воспитание ребенка в неполной семье — особенности, как воспитывать детей и какие проблемы при этом могут возникнуть

Семьей называется союз людей, который был основан на браке супругов или кровном родстве людей. В различных социальных обществах это понятие может различаться. Все зависит от законов и традиций. Например, семьей считается и бездетная пара, и мама или отец с детьми.

В последнем случае речь идет о неполных семьях с одним родителем. В последние годы прослеживается тенденция увеличения количества неполных семей. Родители сталкиваются с проблемами в воспитании детей.

Чтобы ребенок не чувствовал себя ущемленным и вырос полноценным членом общества, необходимо изучить некоторые особенности взаимоотношений в таких общественных ячейках.

Возникающие проблемы

Семья создается не только для дальнейшего производства потомства. Она должна отвечать потребности общества и личности каждого входящего в нее человека. В ней закладываются основы межличностных взаимоотношений, адаптации в социуме.

Неполная семья не означает «неполноценная». Один родитель также может воспитать замечательного члена общества, но это будет даваться труднее, чем при наличии мамы и папы.

Перед родителями возникают разные проблемы:

  • Материальные. Помощь государства матерям-одиночкам очень мала. Много мужчин после развода уклоняются от выплаты алиментов, пенсия по утере кормильца также не покрывает всех необходимых трат на ребенка.Поэтому нередко женщина вынуждена работать на нескольких работах, без выходных.Но и в этом случае не все мамы способны обеспечить безбедное существование семьи. Малыш чувствует себя ущербным из-за отсутствия дорогих игрушек, модных гаджетов, хорошей одежды и т. д.
  • Недостаток общения. Вследствие того, что одному родителю приходится решать все вопросы, то у него остается мало времени на общение с сыном или дочкой. Они в такой ситуации чувствуют себя брошенными, ненужными, могут искать проявление заботы и общения на стороне: со сверстниками, у дальних родственников.Поэтому дети из неполных семей чаще других попадают в плохие компании, становятся жертвами насмешек, издевательств одноклассников.
  • Другая крайность — избыток внимания. Мама чувствует свою вину и готова буквально «задушить» дитя своей любовью. Она контролирует каждый шаг, решает, с кем ему дружить, что носить.
  • Отсутствие стереотипа полового поведения. После осознания детьми их половой принадлежности они начинают усваивать правила и навыки поведения своего пола. Главный пример такого поведения — это родители.При отсутствии отца у мальчика не сформируется стереотип мужского поведения, также и папа не сможет дать дочери пример, какой должна быть женщина. В неполной семье нет главного — примера брачных отношений.Мальчики нередко перенимают женские повадки, а девочки, глядя на мать, становятся чересчур мужественными. Впоследствии им будет очень трудно выстроить взаимодействие с супругом и сыном. Дети из неполных семей часто повторяют судьбу родителей: разводятся, рожают без мужа.Мальчики не в состоянии взять на себя ответственность за жену и потомство, так как в их семьях все вопросы решала женщина. Большой процент таких мужчин до конца жизни остается «маменькиными сынками».
  • Эмоциональный фон. Малыш познает мир через эмоции. Ему важно, чтобы его любили, жалели, им гордились и восхищались.Он испытывает необходимость поделиться с мамой или папой своей радостью или проблемой. Однако, не всегда мужчина сможет понять девичьи переживания, а женщина не в состоянии почувствовать эмоции мальчика.
  • Взаимодействие в социуме. Человек не может существовать отдельно от социума.Общению в обществе он начинает обучаться в семье. Дитя наблюдает, как родители решают вопросы, выходят из конфликтов, спорят, ссорятся и мирятся. В неполной семье маленький человек лишен такой возможности.

Из-за этих проблем у детей с одним родителем возникают определенные психологические особенности. Они хуже других учатся, часто конфликтуют с одноклассниками, испытывают трудности при попытках подружиться, нарушают закон.

Ощущение своего отличия от других приводит к заниженной самооценке, зажатости, инфантильности. Подростки обвиняют мать, отца в их неудавшейся жизни, пытаются компенсировать недостаток общения в других социальных группах.

Как воспитывать детей — советы родителям

Чтобы компенсировать отсутствие одного из родителей и минимизировать возникающие из-за этого проблемы, нужно знать особенности воспитания ребенка в неполной семье.

Заменить отсутствующего отца или мать могут другие родственники, например, бабушка, дедушка, дядя или тетя. Они могут рассказать и показать, как нужно общаться с противоположным полом, каким должен быть мужчина или женщина.

Если таких родственников нет, то примером могут быть друзья родителей, коллеги по работе, тренер или учитель.

Важно уделять малышу как можно больше времени, даже при тотальной занятости. Иногда полезней отложить домашние дела и отправиться вместе в кино, на улицу, в кафе. Сближают совместные просмотры фильмов, чтение книг, пикники.

Взрослые должны помнить, что для маленького человека имеет значение каждая мелочь. Незначительные с точки зрения родителя переживания могут привести к психологическим проблемам.

Нужно почаще хвалить свое чадо, интересоваться успехами, чтобы он не чувствовал себя отверженным. Если малыш чем-то расстроен, его следует выслушать, пожалеть и попытаться вместе найти выход или решение.

Ошибки, которые совершают родные

Матери и отцы-одиночки часто допускают одни и те же ошибки в воспитании детей. Разведенные женщины постоянно говорят дочерям гадости об их отце. Идя на поводу у своей обиды, мать внушает девочке, что все мужчины плохие и никому нельзя верить. Она может неосознанно перенести ненависть к мужу на сына, особенно если они похожи.

Вторая ошибка — препятствование общению с отцом. Особенно если он завел другую семью. Мать боится, что ребенок встанет на сторону бывшего мужа и она останется одна.

Это приводит к формированию неправильного поведенческого стереотипа и мешает детям впоследствии построить взаимоотношения с противоположным полом.

Поэтому женщина должна пересилить свою обиду и не говорить гадости детям про их отца, не препятствовать их встречам и общению. Ребенок должен одинаково любить обоих родителей, их «несовместимость характеров» никак не должна портить его психику.

Отцы-одиночки также испытывают сложности в общении со своими детками, особенно девочками. Они воспитывают их, как мальчиков, одевают соответствующую одежду, отдают в мальчишеские секции. В результате девочки вырастают неженственными, поэтому испытывают проблемы в общении с противоположным полом.

Отцу-одиночке следует чаще привлекать членов семьи женского пола (бабушку, тетю) и просить их о помощи. Нельзя запрещать дочери пользоваться косметикой, играть в куклы или заниматься другими женскими делами. Если папа не знает, как поступить, он может спросить совета у знакомых женщин или коллег.

Смотрите видео об особенностях воспитания ребенка в неполной семье:

Воспитание — это всегда сложно. Это ответственность. В неполной семье родителям приходится намного труднее, так как они решают вопросы «за двоих». Разумеется, один человек не может полностью заменить другого, но, подойдя с умом, удастся избежать многих проблем.

Источник: https://beautyladi.ru/vospitanie-rebenka-v-nepolnoj-seme/

Ссылка на основную публикацию