Ребенок себя царапает, что делать

Ребенок себя царапает, что делатьНервное напряжение у ребенка – почему ребенок себя бьет? Причины и способы борьбы.
Современное общество, к великому сожалению, все меньше может похвастаться людьми со стальными нервами и обладающими отличной силой воли. Современный ритм жизни приводит нас в постоянное напряжение, а различного рода ситуации побуждают к стрессовым состояниям, и самое страшное, это приходит в обычное состояние для многих людей. При таком раскладе абсолютно нет ничего удивительного, что даже у грудничков поваляются нервные приступы. Проявления таких приступов могут быть самыми различными.

Например, если говорить о детишках по старше, от 6 месяцев и до 6 лет, то они нервное напряжение могут показывать в виде аутоагресси, что само собой представляет нанесение себе вреда и боли. Это могут быть удары по голове, или ребенок активно кусает и щипает себя.

По мнению специалистов, существует ряд причин, которые могут привести к такому поведению ребенка. Многие дети, таким образом пытаются обратить на себя внимание своих родителей.

Ребенок может думать, что его мама и папа перестали его любить как раньше.

К таким выводам он может прийти, если родители что-то обещали сделать и не сделали, или же чем-то обидели свою кроху и не извинились за свои действия.

Второй причиной таких всплесков эмоций может стать пережитый ребенком страх, который мама с папой вовремя не распознали или не заметили вовсе.

Более старшие дети, в возрасте от 3 до 6 лет, могут таким образом наказывать себя. К примеру, у ребенка что-то не получилось, так как он этого хотел, и в своей голове он уже представил, какое разочарование произведет его поступок на взрослых. Он начинает бояться этой реакции и гневных ее проявлений, поэтому считает, что лучше он сам себя накажет.

Иногда случается, что у ребенка нет сомнений в родительской любви, но чтобы обратить внимание мамы и папы на то, что его беспокоит или пугает, он начинает проявлять аутоагрессию. Такие проявления в поведении ребенка являются самопроизвольными, и специалисты связывают их с повышенным эмоциональным фоном ребенка.

Бывает и такое, что в семье постоянно ощущается агрессивная обстановка, тогда малыш просто начинает копировать поведение взрослых. Такое поведение не должно входить в привычку, поэтому от него нужно избавляться. И это полностью ложиться на плечи родителей.

Обычно хорошо помогают избавиться от аутоагресси успокоительные средства, к ним можно отнести валерьянку, глицин и ромашку. Прием несколько недель данных препаратов должен повлиять на психологическое состояние ребенка положительным образом.

Бывают ситуации, в которых родителям просто необходимо менять свое поведение и методы воспитания. Исключить агрессию как к ребенку, так и между собой. Ни в коем случае не давить на малыша, ведь его личность находится в состоянии становления, и любое негативное воздействие может быть опасно.

Поэтому, если вы желаете своему ребенку только добра, вы непременно прислушаетесь к этим советам.

Существуют сверхчувствительные дети, они очень близко к сердцу принимают как свои переживания, так и окружающих. Поэтому в их случае битье себя по голове это следствие того, что кому-то малыш причинил боль или расстроил своими действиями.

В таких случаях необходимо помочь ребенку избавиться от чувства вины, это можно сделать, приласкав свою кроху. Ни в коем случае нельзя использовать сверхчувствительность ребенка в каких-то целях. Давить, например, при приеме пищи на то, что, если ребенок не поест, его маме станет плохо.

Все малыши ощущают острую необходимость физической близости с родителями. Так почему бы не подарить ее своему любимому ребенку? Обнимите его, поцелуйте, как можно чаще говорите ему о своей любви. Если у него случился приступ аутоагрессии, не оставляйте его наедине с собой, займитесь каким-нибудь интересным делом вместе.

Ведь чувствуя себя нужным, ребенок не станет бить себя по голове для привлечения внимания своих мамы и папы.

Источник: http://Sarapulmama.ru/nervnoe-napryazhenie-u-rebenka-pochemu-rebenok-sebya-bet-prichinyi-i-sposobyi-borbyi/

Зачем подростки причиняют себе боль

Ребенок себя царапает, что делать

«Мне 14 лет. Когда скандалы в школе становятся невыносимыми, я беру перочинный нож и стараюсь сделать себе как можно больнее. Когда под рукой нет ножа, я вонзаю в кожу шариковую ручку или царапаю себя до крови. Не знаю почему, но, когда я так делаю, мне становится легче. Как будто я вытаскиваю из тела занозу. Со мной все в порядке?» Приходят и такие тревожные письма от подростков.

Есть письма и от родителей: «Моей дочери 15 лет. Недавно я заметила у нее на руке следы от ожогов. Поговорить об этом не удается, она любое мое слово воспринимает в штыки и отказывается встретиться с психологом. Я чувствую себя совершенно бессильной и не знаю, что теперь делать».

Следы лезвия на предплечье, ожоги от сигарет на теле, изрезанные ноги — почти 38% подростков хотя бы однажды пытались поранить свое тело.

Осознание того, что собственный ребенок наносит себе повреждения, приводит родителей в ужас.

Автоматическое, на уровне рефлекса, желание избавить его от боли сталкивается с непривычным препятствием — отсутствием врага и внешней угрозы. И остается вопрос: «Почему он это сделал?»

У взрослеющих детей примерно с 11–12 лет меняются желания, интересы, поведение — их внутренний мир становится другим. Особенно сложно подросткам приспособиться к изменениям своего тела.

Вытягиваются руки и ноги, меняется походка, иными становятся пластика движений, голос.

Тело вдруг начинает вести себя своевольно: эротические фантазии и предательски спонтанная эрекция у мальчиков; месячные, часто болезненные, у девочек, могут тоже начаться в любой момент — в школе, на тренировке.

«Тело словно становится чем-то отдельным, — говорит семейный психотерапевт Инна Хамитова. — Сделать себе больно — один из способов войти с ним в контакт. Поведение тинейджеров напоминает жест человека, которому снится страшный сон: он хочет его остановить, ущипнуть себя и проснуться».

В 37 лет Татьяна ясно помнит те годы, когда она резала себе бедра: «Я росла в семье, где было запрещено жаловаться — мои родители этого не понимали.

Став подростком, я не могла подобрать слов, чтобы выразить все то, что мучило меня в тот момент, и я стала резать себя.

Сейчас я понимаю, что это был способ не только обмануть взрослых, но и утешить себя: теперь-то я знаю, почему мне так плохо».

Подростки, повреждая свое тело, переживают… младенческое чувство собственного всемогущества

Многим современным подросткам, как и Татьяне когда-то, трудно выразить свои переживания — они знают себя недостаточно, и их пугает недоверие взрослых к их чувствам. Кроме того, многие просто не умеют открыто и честно говорить о себе. Не имея других средств снять душевное напряжение, подростки заставляют себя испытывать боль.

«Таким образом они борются с неизмеримо большим страданием, — говорит психотерапевт Елена Вроно, — ведь трудно доверять себе, если уверен в том, что тебя никто не понимает, а мир враждебен.

И даже если это не так, поведением многих тинейджеров управляет именно такое представление о себе и мире». Тем не менее их действия, пугающие взрослых, не связаны с желанием расстаться с жизнью.

Наоборот, они подтверждают желание жить — справиться со страданием и вернуть душевное равновесие.

Парадокс момента в том, что подростки, повреждая свое тело, переживают… младенческое чувство собственного всемогущества.

«Тело остается единственной реальностью, которая полностью принадлежит только им, — поясняет Инна Хамитова. — Повреждая его, они могут в любой момент остановиться.

Управляя своим телом таким диким (с точки зрения взрослых) образом, они чувствуют, что управляют и своей жизнью. И это примиряет их с действительностью».

И все же их пугающее поведение говорит о желании жить — справиться со страданием и вернуть себе душевное равновесие

Физическая боль всегда приглушает душевную, которую у них не получается контролировать, ведь нельзя заставить полюбить того, кого любишь сам, нельзя изменить родителей… Она может указывать и на пережитое насилие (психическое, физическое или сексуальное).

«Демонстрируя раны, которые подросток нанес себе сам, — считает социолог Давид ле Бретон, — он бессознательно привлекает внимание к тем, что не видны. Жестокость, которую дети проявляют в отношении себя, позволяет им не проявлять ее в отношении других. Она действует на манер кровопускания в стародавние времена: снимает чрезмерное внутреннее напряжение».

Они причиняют себе боль, чтобы больше не испытывать боли. Многие подростки рассказывают о чувстве облегчения, которое наступает после нанесения себе ран. Об этом пишет и 20-летняя Галина: «После порезов наступали моменты абсолютного счастья. Все мрачные чувства словно вытекали из меня вместе с кровью.

Я вытягивалась на кровати, и мне наконец становилось легче». Именно такое умиротворение влечет за собой риск попасть в зависимость: разрушать себя, чтобы чувствовать себя лучше. Оно основано на обезболивающем эффекте от действия эндорфинов — гормонов, которые вырабатываются в организме, чтобы заглушить боль.

Читайте также:  Мрт головного мозга детям: особенности проведения

«Я резал себя примерно с 14 до 17 лет, — вспоминает 27-летний Борис. — И остановился лишь когда, став студентом, уехал из дома. Сегодня благодаря психоанализу я пришел к выводу, что так переживал неприязнь моей матери.

Она не хотела моего появления на свет и давала мне это понять каждый день. Для нее я был самым никчемным существом, которое никогда ничего не добьется.

Я чувствовал за собой ужасную вину и регулярно наказывал себя за то, что недостоин ее любви».

«Ребенок, которому не хватало нежных прикосновений в первые годы жизни, взрослея, может продолжать это болезненно переживать, — поясняет Елена Вроно. — Тело, которое он никогда не воспринимал как источник приятных ощущений, остается отстраненным, внешним по отношению к его личности. Раня себя, он словно разрушает границу между внутренним и внешним».

Порезы и раны на видимых частях тела помогают детям привлечь внимание взрослых к себе

Родители могут усиливать страдания подростков. «Из самых лучших побуждений многие из них стараются не хвалить детей, словно те могут от этого испортиться, — рассказывает Инна Хамитова. — Но дети в любом возрасте нуждаются в поддержке и одобрении.

Они верят тому, что мы им говорим. Если взрослые постоянно критикуют ребенка, ребенок привыкает к мысли, что он плохой (некрасивый, неповоротливый, трусливый) человек.

Самоповреждения могут стать для чувствительного подростка еще и местью себе, наказанием за то, что он настолько плох».

Но, ненавидя себя, подростки не понимают, что на самом деле ненавидят мнение других о себе. Это подтверждает 16-летняя Анна: «Недавно я сильно поругалась со своей лучшей подругой. Она говорила мне ужасные вещи — что я никого не люблю и что меня никто никогда не полюбит. Дома мне стало так плохо, что я расцарапала себе все костяшки пальцев о штукатурку».

В семьях с авторитарным стилем воспитания, когда родители жестко контролируют не только поведение, но и эмоции подростков, самоповреждения, по мнению Инны Хамитовой, «могут стать способом борьбы с властью родителей».

Подросток рассуждает примерно так: «Хотя бы по отношению к себе я буду поступать так, как я хочу». И всегда порезы и раны на видимых частях тела помогают детям привлечь внимание взрослых к себе. Это сигналы, от которых родители уже не могут отмахнуться, списав их на особенности переходного периода.

Важно понимать разницу между единичными проверками на прочность («могу ли я это вытерпеть?»), написанными кровью клятвами в дружбе и повторяющимися самоистязаниями.

Первые связаны либо с узнаванием своего «нового» тела и экспериментами с ним, поиском новых ощущений, либо с ритуалами, существующими среди сверстников. Это преходящие признаки поиска себя. Постоянные попытки причинить себе боль — ясный сигнал для родителей, требующий обращения к специалистам.

Но в каждом случае, когда подростки проявляют агрессию в отношении себя, необходимо понять, что они хотят сказать. И мы должны их выслушать.

Подростки ищут понимания и в то же время тщательно оберегают свой внутренний мир от назойливых вторжений. Они хотят поговорить — но не могут себя выразить.

«И потому, — считают наши эксперты, — возможно, лучшим собеседником в этот момент станут не родители, которым трудно оставаться пассивными слушателями, а кто-то из родственников или знакомых, кто сможет побыть рядом, посочувствовать и не запаниковать».

Иногда, чтобы остановить ребенка, достаточно… хорошей взбучки от родителей. Таким парадоксальным способом они дают понять, что тот зашел слишком далеко, и выражают заботу.

Но если подобное поведение становится привычкой или раны представляют угрозу для жизни, лучше не откладывая посоветоваться с психологом.

Особенно важно сделать это в том случае, когда подросток замыкается в себе, начинает плохо учиться, ощущает постоянную сонливость, теряет аппетит — подобные симптомы могут оказаться признаком более серьезных психологических проблем.

Источник: http://www.psychologies.ru/standpoint/zachem-podrostki-prichinyayut-sebe-bol/

Ответы@Mail.Ru: Ребёнку 3 мес . Когда "прощаться" с царапками? И что делать, если себя всё равно царапает?

а мы царапки практически и не носили. просто когда сынок спит я ему ноготочки и подстригаю коротенько. он у вас уже во всю должен предметы ручками трогать. мир так сказать познавать. удачи!

Ноготочки стрич ))))Можно немного обтачивать мягкой пилочкой, только очень аккуратно .

Ну, ногти подстригите ему что ли…

пора прощатся, пора малышу предметы в ручки давать, а царапины зеленкой мазать

Прямо сейчас и рапрощайтесь!! ! Чаще стригите ногти! Я своему каждые 3 дня стригу. Растут как на дрожжах)))

мы в три их и сняли. . стричь ногти чаще и все, ребеночку надо развиваться. скоро он царапаться перестанет

О-о, вы в царапках до трех месяцев продержались? А мы один раз надели и больше не одевали, снимала постоянно.

вообще не пользовались. зачем лишать ребенка возможности что-нибудь потрогать, да еще и до трех месяцев?!!

Мы сняли царапки в 3 месяца, подстригаю ногти каждый день там где вижу острый краешек или уголок..

НОГОТКИ РАСТУТ БЫСТРО. ПОДСТРИГАЙТЕ ПОЧАЩЕ. А мы в царапках до 2-х мес. ходили и пеленались так же. А теперь выросли. Но у всех по разному…

я щипчиками аккуратно подстригала ноготочки и что то особых царапок и не помню, но ни в коем случае не следует одевать » мешочки» на ручки, ребенок с помощью рук, рта и глаз познает окружающее пространство, по любому глаз себе до крови не расцарапает и ничего не выколет …

Да, мы тоже как-то зарапки не оценили… и в распашенках-то умудрялись из заворотов пальцы вытаскивать, а уж отдельно царапки скидывали моментально! И до сих пор нет-нет, а сам себя оцарапает! А что делать? Стригите ногти (может, получится «обгрызать» самой? У меня подруга только так решала эту проблему, я не смогла, а она говорит, только так могла!). Смотрите, как вам удобнее!

я в 2 мес. перестала ему надевать с закрытыми руками, надо было ручки развивать, да что он до сих пор себя царапает и со стрижеными ногтями, почти 6 мес. а перчатки ребенку не надевала никогда, иногда носочки натягивала, когда холодно

мы в полтора перестали их одевать, а 3 мес. — это уже период «съедания кулаков», зачем он ещё и ткань смоктать будет? Пусть царапает себя, когда то ж поймёт, что это не надо делать. Тоже, как ни срезай ногти, всё равно острые))))

какие царапки? ! Он у Вас уже во всю игрушки должен в ручках держать! Ноготочки чаще подстигайте, но царапаться нет-нет да все равно будет

Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/52981917

Аутоагрессия: почему дети вредят себе

Если ребенок направляет агрессию на себя самого, такое поведение называется аутоагрессией. Она может проявляться как в словах, так и в действиях —  битье головой об стену, вырывание волос, удары рукой по руке или по ногам, кусание себя и т. д. Почему так происходит?

Если ребенок направляет агрессию на себя самого, такое поведение называется аутоагрессией. Она может проявляться как в словах (например, сын или дочка ругает себя), так и в действиях —  битье головой об стену, вырывание волос, удары рукой по руке или по ногам, кусание себя и т. д.

Многие психологи со времен Зигмунда Фрейда считают аутоагрессию своеобразной психологической защитой. В тех случаях, когда ребенок чувствует себя зависимым и потому не может нанести вред обидчику, он направляет испытываемую агрессию против себя. Почему? Потому что человек не может никак не реагировать на экстремальную ситуацию.

Вспомните, у вас наверняка когда-нибудь возникало желание постучаться головой о стену после выговора, полученного от начальника. Говорят, у японцев на этот случай в офисе стоит чучелко руководителя, чтобы наиболее темпераментные сотрудники могли помять его, а не себя.

Известный российский психолог А. А. Реан в своих исследованиях выделил несколько основных свойства личности ребенка, склонного к проявлению аутоагрессии:

  1. Преобладание негативных эмоций над позитивными. Такой ребенок легко расстраивается, часто плачет по незначительным поводам, он редко находится в хорошем настроении.

  2. Низкая оценка своих способностей и возможностей, важности и значимости благополучия собственного тела.

  3. Застенчивость, низкая коммуникабельность.

  4. Высокий уровень уважения к другим и принятие их ценностей.

Читайте также:  Ринофарингит у детей: симптомы и лечение

Пытаясь помочь ребенку, следует сосредоточиться не на том, как лишить его возможности наносить повреждения самому себе, а на переживаниях, скрывающихся за стремлением испытать боль.

Маленькие дети наносят себе повреждения непроизвольно, если взрослые жестко пресекают его агрессию по отношению к другим людям. Малыши верят в реальность угроз взрослых, таких как: «Будешь плеваться, — отправлю в зоопарк к верблюдам!» Труднее всего ребенку выплеснуть негативные эмоции на родителей, любовь которых он боится потерять.

Например, малыш не хочет уходить с прогулки, но мама берет его за руку, чтобы увести домой. Ребенок капризничает и, теряя контроль над собой, кусает мамино запястье, пытаясь освободиться. Но после строгого вопроса: «Что это такое?!» — начинает кусать себя. А все потому, что  малышу трудно переключиться на какое-то другое действие.

  1. Не ждите, пока малыш сам успокоится, — помогите ему. Переведите все в шутку: «Ой, ты хочешь попробовать кусочек ручки? Ты, наверное, вкусный?» Пусть ребенок учится у вас находить позитивный выход из конфликтных ситуаций.

  2. Не защищайте слишком активно того, кого малыш обижает. Это не пробудит у ребенка сочувствие, а заставит думать, что вы тоже против него.

    Если вы видите, что конфликт ребенка со сверстником зашел в тупик, подскажите конструктивное решение.

    Например, если дети отнимают друг у друга лопату, предложите устроить соревнование на самого доброго строителя. Кто первым уступит орудие труда, получит конфету!

  3. Помогите ребенку направить агрессию не на себя, а в безопасное русло. Для этих целей хорошо подходят подвижные игры, рисование карикатур врагов ребенка.

  4. Как только малыш начинает биться головой, кусать себя или колотить рукой, обнимите его, поцелуйте и аккуратно удерживайте до тех пор, пока он не сменит гнев на милость. Родительская нежность всегда действует на ребенка как лучшее успокоительное. На физиологическом уровне это сопровождается выделением в мозге серотонина, который  ослабляет действие адреналина.

Дошкольникам свойственно внимательно наблюдать за поведением родителей в разных ситуациях и копировать их реакции. Также они активно ищут и устанавливают причинно-следственные связи между событиями. Поскольку в этом возрасте дети чрезвычайно эгоцентричны, они часто приписывают себе вину за те или иные происшествия.

Например, если мама переживает из-за неприятностей на работе и невпопад отвечает на его вопросы, ребенок может решить, будто она недовольна его поведением. Поэтому многие дети сознательно «наказывают» себя за реальные или мнимые провинности.

Вторая частая причина аутоагрессии дошкольников — исследовательский интерес. Ребенок хочет узнать: что будет, если расковырять ранку? Очень важно научить дошкольника бережно относиться к своему телу.

  1. Чаще хвалите ребенка и поддерживайте даже тогда, когда он не прав. Допустим, если он кого-то обидел, помогите ему собраться с силами, чтобы извиниться.

  2. Подчеркивайте значимость для вас здоровья и красоты сына или дочери. Признайтесь ребенку, что вы очень сильно переживаете, если у него что-то болит, имеются синяки или ссадины.

  3. Не ленитесь объяснять ребенку причины вашего недовольства, испуга или раздражения. Только так он научится проговаривать собственные чувства и не бояться делиться ими. Это станет здоровой альтернативой аутоагрессии.

  4. Не занимайтесь самобичеванием в присутствии ребенка. В противном случае он будет воспринимать такое поведение как норму, и тоже будет наказывать самого себя за провинности.

  5. Купите дошкольнику игровой набор «Юный химик» или «Анатомический атлас для «чайников»», чтобы он мог удовлетворить свой интерес к устройству человека и свойствам его жидкостей и тканей.

Школьники часто используют аутоагрессию в качестве манипуляции родителями. Например, расковыряв ранку на ноге — не ходить в школу. Несмотря на прикладное значение аутоагрессивных действий, многие дети совершают их неосознанно.

Поскольку школьники уже не вызывают такого умиления, как малыши, им не достается такого количества нежности, которое они получали когда-то.

Зная, что родители не смогут оставить без внимания их «болячки», школьники наносят себе повреждения, чтобы получить больше заботы.

  1. Не скупитесь на ласку. Пусть ребенок чувствует, что он ваш самый-самый любимый!

  2. Если заметили, что школьник наносит себе повреждения, покажите, что раскусили его хитрый замысел и предложите менее кровопролитное решение проблемы. Например, чтобы избежать контрольной, не обязательно ковырять гвоздем в ухе — можно просто подготовиться к ней. Предложите помощь и вместе выучите ненавистные глаголы-исключения.

  3. Аутоагрессия в школьном возрасте тесно связана с низкой самооценкой. Ребенку проще самому себя сделать жертвой, чем мучительно дожидаться, пока кто-то его обидит.

    Помогите ему найти другие способы защиты: в некоторых ситуациях следует отшутиться, в других —  гордо уйти, а в каких-то — резко ответить.

    Разыграйте дома наиболее типичные сцены из школьной жизни, в которых ребенок испытывает страх и замешательство, чтобы он мог потренироваться в безопасной обстановке. 

  4. Пересмотрите требования, которые вы предъявляете к ребенку. Возможно, некоторые из них слишком высоки, и ребенок сам наказывает себя за невозможность соответствовать им, пытаясь таким образом избежать вашего недовольства, вызвав жалость.

В подростковом возрасте аутоагрессия иногда становится серьезной проблемой и проявляется в виде мыслей о суициде или даже попыток самоубийства. Если вы заметили, что ребенок постоянно находится в плохом настроении, его перестало радовать то, что радовало всегда, не откладывайте разговор по душам.

  1. Подросток, находящийся на грани самоубийства, ощущает себя в изоляции и считает, что никто не может понять глубину его страданий. Поэтому необходимо сказать ему о том, как сильно вы его любите, и что вы готовы находиться рядом с ним и поддерживать, что бы ни случилось.

  2. Не пытайтесь отговорить подростка от самоубийства, ссылаясь на религиозные догмы, нормы морали, чувство долга и другие абстрактные внешние факторы. Подросток должен почувствовать ответственность за свою жизнь, поэтому решение продолжать жить должно быть его собственным.

  3. Если ребенок мучительно раздумывает над возможностью самоубийства, значит он все-таки хочет жить. Проведите аналогию с зубной болью. Во время ее пика кажется, что она будет длиться бесконечно. Но вылечив зуб, о боли быстро забываешь. Укажите ребенку на абсурдность самоубийства: глупо убивать себя, если через некоторое время любая проблема так или иначе решится.

  4. Расскажите о своих подростковых переживаниях и о том, как вы их преодолевали. Не забывайте: ребенок думает о самоубийстве, потому что ему не хватает опыта для нахождения других решений.

  5. Сознание подростка сужено до восприятия одного момента своей жизни. Необходимо показать ему перспективу, например: «Убивая 15-летнего Сашу, ты убиваешь 20-летнего, 40-летнего, его детей».

  6. Признайтесь, какой страх вы ощущаете, услышав от своего ребенка слова о самоубийстве. Скажите о том, что его смерть может вызвать ни чуть не меньшие страдания, чем он испытывает сейчас, у нескольких десятков людей, которые его любят. Можно поговорить о некоторых из них отдельно и спросить, хочет ли он причинить им такую боль?

  7. Предложите реальную помощь подростку. Конечно, вы не в силах решить его проблему, но можете перевести его в другую школу или отдать деньги, взятые им в долг.

Источник: https://letidor.ru/psihologiya/autoagressiya-pochemu-deti-vredyat-sebe.htm?full

Ребенок бьет себя

Добрый день, меня очень беспокоит проблема с моим сыном (5 лет). Когда я начинаю его ругать по поводу разбросанных игрушек, неубранных вещей и т.п. он начинает сам себя бить или царапать, говорить я плохой, бывает, говорит: я убью себя.

Такие же реакции бывают, когда он с ребятишками играет, и у него кто-то заберет игрушку или чем-то обидит. Я пыталась с ним разговаривать, когда он не обижен, в добром расположении духа, он соглашается со мной, что бить себя плохо, что этого делать не надо, но как только возникает конфликтная ситуация, все повторяется снова.

Когда я пробовала шлепать его по попе, в знак наказания, он говорил: бей меня, я плохой, бей сильнее. Царапает и бьет он себя не для виду, до крови бывает. Не знаю как себя вести, ему просто нельзя слово против сказать, часто все сама за него делаю, лишь бы не ругать, лишь бы не было реакции такой снова.

Даже когда объясняю, по – доброму, без повышения голоса, но все равно против его мнения, все повторяется. Очень надеюсь на вашу помощь, заранее благодарна.

Здравствуйте! В некоторых случаях вы ведете себя противоречиво – если нехорошо бить человека, то почему вы шлепаете его? Или наказывать других можно, а вот себя самого нельзя? Тогда почему? Маленькому мальчику невозможно постичь такую раздвоенную идеологию, и он реагирует волне логично: просит вас бить его еще, раз он именно этого и заслуживает.

Читайте также:  Что подарить девочке на 6 лет

Изначально, видимо, кто-то из близких взрослых транслировал ребенку идею о том, что того, кто сделал неправильно нужно ударить, наказать.

Теперь, испытывая чувство вины, собственной «нехорошести», он видит выход из ситуации – нужно наказать себя самому, чтобы этого не делали другие.

Самонаказание не так обидно, его проще контролировать, оно, в конце концов, влияет на взрослых. В итоге мама пугается, начинает увещевать, снижает требования.

Вот и получается сплошная выгода: самонаказание ослабляет чувство вины и заставляет взрослых волноваться и идти на уступки. Не вызывает сомнений, что плата за такую «выгоду» очень велика.

Выход может состоять в том, чтобы снижать у мальчика чувство вины и собственной «плохости». Когда вы разговариваете с ним и убеждаете его в том, что бить себя плохо, вы лишний раз подкрепляете его уверенность в том, что он плохой и его действия тоже.

Не стоит применять к мальчику жесткие воспитательные меры (физические и эмоциональные).

Попробуйте поговорить с ним о том, почему именно плохо себя бить, об уважении к себе и своему телу, о чувстве злости и обиды, которые заставляют его бить и царапать себя.

Этот разговор, конечно, должен соответствовать возрасту, быть эмоционально насыщенным и ни в коем случае не должен носить осуждающий характер.

В целом нужно стараться дать мальчику понять, что вы настроены не осуждать его, а искать вместе с ним выход и способ, которым он сможет справляться с тяжелыми переживаниями.

С другой стороны, не стоит, пугаясь реакции мальчика, снимать все требования к нему, так вы покажете ему, что бить и наказывать себя – отличный способ избежать требований окружающих.

Источник: http://mama-papa-help.ru/vopros-otvet/deti-3-8-let/314-rebenok-bet-sebya.html

Ребенок царапает себе лицо

Перед тем, как понять, что делать, если ребенок царапает себе лицо, необходимо выяснить причины, которые провоцируют его так поступать.

Новорожденные дети могут царапать лицо без причин, особенно во время плача. Оптимальным решением в таком случае является использование специальных варежек – антицарапок для новорожденных, которые не позволяют малышам царапать себя даже во сне.

Почему дети царапают себе лицо?

Само распространенной причиной того, что ребенок царапает себе лицо, являются вовремя не состриженные ногти. В детском возрасте ногти растут с чрезвычайной скоростью, поэтому очень важно уделять этому аспекту должное внимание, чаще стричь ногти, стараясь не оставлять острых краев. Для этого рекомендуется пользоваться не только ножницами, но и немного подпиливать ногтики пилочкой.

Ребенок может царапать себе лицо в качестве средства манипуляции. Ребенок может также кусать или бить себя. Это называется аутоагрессия.

Одной из причин такого проявления может стать запрет на агрессивное поведение по отношению к окружающим. Таким образом, ребенок просто выплескивает негативные эмоции.

В таком случае важно не ругать малыша, так сказать, не подливать масло в огонь, а перевести его поведение в шутку, но это вовсе не означает, что необходимо над ним смеяться.

Если ребенок царапает себе лицо, может он просто вами манипулирует? Действительно, это может быть одной из форм истерического состояния, когда малыш хочет добиться своего, а нанесение ущерба самому себе – всего лишь способ. Важно рассмотреть и другие проявления – присутствует ли задержка дыхания, бледность, синюшность? Постарайтесь ответить себе на вопрос, давно ли ребенок так ведет себя, а может, вспомните, после каких событий это началось.

Допустим, вы идете домой, а малыш хочет еще погулять, вдруг на ваш отказ он начинает бурно реагировать, царапает себе лицо, падает на землю. Осторожно поднимите его, успокойте, объясните, что пойдете гулять позже или завтра, а сейчас нужно пойти домой. Главное не ругайте его и не стыдите.

Вы заметили, что ваш ребенок царапает себе лицо? Может быть, он просто хочет его почесать. Детская кожа тоже нуждается в увлажнении. Если вы беспокоитесь по этому поводу, обратитесь к педиатру.

Если ребенок уже в том возрасте, когда с ним можно побеседовать, объясните малышу, что царапать себя нельзя, что это плохо и так далее. В большинстве случаев разговоры по душам успешно искореняют проблему.

Источник: https://womantip.net/rebenok-carapaet-sebe-lico/

Светлогорские подростки режут себя, царапают и стирают костяшки пальцев до крови

Характерные повреждения — порезы и царапины на руках, стирание до крови костяшек пальцев, ожоги сигаретами, удары.

«Об этом явлении не очень принято говорить. Окружающие часто считают такое поведение глупостью, а родители пытаются скрыть подобные факты, считая это «позором семьи» или недостатком воспитания», — психолог Светлогорского психонаркологического диспансера Валентина Юдина рассказывает о причинах, которые побуждают подростков к самоповреждениям.

Валентина Юдина отмечает, что увеличилось лишь число обращений за помощью, однако это не указывает на некий всплеск самого явления. Вероятно, все больше родителей осознают важность своевременного обращения к специалистам.

— Валентина, самоповреждения и попытка суицида — это одно и то же?

— Не совсем. Самоповреждения, или селфхарм, обусловлены психологическими проблемами, которые не связаны с желанием покончить жизнь самоубийством. У части подростков это всего лишь дань современной моде.

Некоторые направляют агрессию на себя демонстративно, стремясь вызвать у окружающих жалость и чувство вины. Таким способом пытаются манипулировать близкими, угрожают повредить себе что-то снова, если не получат желаемого.

Селфхарм обычно сопровождается другими нарушениями поведения: курение, алкоголь, наркотики, рискованные поступки.

— Что толкает подростков к нанесению самоповреждений?

— Об этом явлении не очень принято говорить. Окружающие часто считают такое поведение подростков глупостью, а родители пытаются скрыть подобные факты, считая это «позором семьи» или недостатком воспитания. На самом деле проблема гораздо сложнее и шире, чем кажется на первый взгляд.

Специалисты выделяют две основные причины: чрезмерная эмоциональность и полное отсутствие эмоций. В первом случае человек испытывает очень много отрицательных эмоций, с которыми не может справиться. Боль от самоповреждения дает им выход. Во втором — эмоций нет совсем, безразличие. Через порезы, ожоги, удары человек пытается почувствовать себя живым.

После селфхарма подросток чувствует временное облегчение, эйфорию от избавления. Физическая боль перебивает негативные эмоции, которые мучили до самоповреждения.

Кажется, что только через боль и шрамы он может доказать себе и другим свое присутствие, выразить дискомфорт и трудности внутреннего мира, вызванные глубокой неуверенностью в себе и отсутствием самоуважения.

Может сложиться впечатление, что подросток делает все это целенаправленно, однако в беседе он часто затрудняется ответить, почему нанес себе травму. Это говорит о том, что в момент атаки на свое тело сознание сужается, а осознание поведения значительно падает.

— Валентина, раз уж мы говорим о селфхарме среди подростков, расскажите, что могут сделать родители и другие близкие люди, чтобы предотвратить критический момент?

— В первую очередь, задумайтесь о качестве вашего контакта с детьми.

Проанализируйте ваши взаимоотношения и честно ответьте себе, насколько ребенок может вам доверять? Привык ли он откровенно разговаривать с вами? Безопасно ли вам открываться? Не злитесь ли вы, не отмахиваетесь ли, не встаёте ли в воспитательную позицию, когда нужно просто выслушать? Если по каким-то причинам между подростком и родителями нет доверительных отношений и наладить их не получается, очень важно, чтобы рядом оказался другой близкий человек, способный выслушать, понять и принять ребенка и его переживания.

В отношениях с детьми-подростками избегайте любых контролирующих или ограничивающих действий. Дайте понять, что хотите помочь, но не будете вторгаться. Любые поступки, направленные на ограничение свободы, воспринимаются в подростковом возрасте как агрессивные и могут ухудшить ситуацию, подорвав и без того хрупкое доверие ребенка.

Не нужно отслеживать все соцсети или запрещать интернет. Лучше почитайте литературу по психологии подросткового возраста. Узнайте о способах восстановления нарушенного контакта с ребенком.

Внимательно отнеситесь к любым признакам того, что с темой суицида у подростка не всё гладко. Например, депрессивные высказывания, реальный суицид или попытка суицида в окружении подростка, следы самопорезов или рассказы о них. Даже если вам кажется, что это бравада или демонстрация, игнорировать нельзя.

— Что делать, если проблема уже есть?

— Если уже есть проблемы, ищите специалистов по работе с подростками, узнавайте телефоны горячих линий. Подростковые психологи есть в учебных заведениях, в детских поликлиниках. В медучреждениях к специалисту можно обратиться анонимно, не указывая личных данных.

Самое главное, будьте всегда доступны для ваших детей, ведь самоповреждения — это, в первую очередь, сигнал о помощи.

Источник: http://news.21.by/other-news/2018/11/25/1663572.html

Ссылка на основную публикацию