Как научить ребенка стихам: учить наизусть и читать с выражением

Недавно видели, как мамы с испуганными лицами отнекивались от необходимости выучивания с ребёнком пары песенок.

Кто-то даже, пожимая плечами, аргументировал:

— Мой ребёнок вообще — плохо запоминает стихи…

Мы же знали эту пару песенок «на зубок» к следующему занятию.

Думаете, долго учили? Вовсе нет. Просто знаем маленький секрет.

А сегодня расскажем и вам о том, как помочь вашему ребёнку запоминать стихи быстро, легко и весело.

Кстати!  Вы слыхали когда-нибудь о том, что память  — тренируема? И это, действительно, так!

Мы учим стихи давно, часто и помногу. И вот теперь запомнить за день два-три новых стишка для моей старшей дочки давно уже — дело совершенно обычное.

Так что, дорогие мамы, папы, бабушки и дедушки! Первое что хочу сказать – учите с детьми стихи и песни. Это, во-первых,  полезно, во-вторых, практично! Ведь тогда очень скоро ваше участие в запоминании будет совсем не обязательно.

Ну а пока, если вы ещё не щелкаете стишки и песенки, как орешки, расскажем вам о том,  как быстро и легко выучить наизусть с ребёнком стихи любой длины и сложности.

Есть у меня уже обобщенная статья на эту тему. Там о том, как запоминать всё подряд. О стихах там тоже есть, можно посмотреть и там.

А если вам не надо про всё, то стихи мы поучим сегодня и здесь.

Как научить ребенка стихам: учить наизусть и читать с выражением

как помочь ребенку запоминать

Итак. Допустим, задали вашему чаду выучить стихотворение в саду или в школе. И ладно бы, если это «Мороз и солнце, день чудесный…». Тут, быть может, как–нибудь и так выучится.

А если это какое-нибудь празднично-патриотическое стихотворение, посвященное дню защитника отечества?! Чаще всего 50 %  такого стиха состоит из слов и выражений, значение  которые приходится самому-то искать, чтобы в последствии разъяснить ребёнку. А уж запомнить…

Вот для такого случая мы и применим одну их методик быстрого запоминания стихов.

Как быстро выучить большой стих? Метод пиктограмм. Для тех, кто может и порисовать

А в чём обычно сложность большого стиха? Правильно! В последовательности!

Что за чем, да почему.

Лучшее, что мы можем сделать с этой последовательностью, это —  нарисовать!

Суть метода пиктограмм и последовательность действий

  1.  Главное для начала правильно определить, так скажем, —  масштаб бедствия. То есть — понять, что именно не запоминается у ребёнка?  Каждое слово, или же что за чем идёт? Если каждое слово — будем рисовать детальный конспект с масштабом  1 слово: 1 пиктограмма .

    Ниже вы найдёте примеры детального и обобщенного масштаба.

  2. Рисуем. Важный момент — мы рисуем именно пиктограммы! То есть обозначения! Значки, которые по вашему совместному решению с ребёнком обозначают слово.

      Если это слово в стихотворении повторяется, то и пиктограмма повторяется.

  3. Ребёнок смотрит на рисунок и воспроизводит несколько раз стихи по картинкам.
  4. Убираете рисунок.

    Ребёнок воспроизводит стихи по картинке, оставшейся  в памяти

Здесь я сейчас приведу пример рисования пиктограммы к каждому слову стихотворения.

Бывает, что в такой детальности нет необходимости. В этой статье вы найдёте наглядный пример метода пиктограмм, который помог нашему ансамблю выучить именно последовательность событий. Там масштаб такой — один рисунок : одно четверостишие

Ну а здесь мы рассмотрим детальный метод.

Пример метода пиктограмм с масштабом 1 слово : 1 пиктограмма

Возьмём,  например, первое, что приходит в голову. Наш стишок про папу.

И разберём первые пару строк:

Кто на свете самый-самый?

Кто почти красивей мамы?

  • И рисуем. Например так (щелкните по картинке для её увеличения):
  • Как научить ребенка стихам: учить наизусть и читать с выражением
  • Что тут сразу хочу заметить.
  1. На самом деле – так стараться не надо. В большой статье имеется фото честного рабочего  примера рисования стишков. Мы так учили.  Вы же не хотите победить в конкурсе юных художников, вы хотите быстро выучить стих.
  2. Для каждого слова (или для каждой фразы. Если стих очень длинный, такой вариант — предпочтительней) вам надо придумать визуальную ассоциацию. При этом, если стих учите не вы а ребёнок,  — это должна быть его ассоциация.
  3. Если слова или фразы повторяются, значит — повторяется картинка. В этом примере у нас повторяется первое слово в каждой строке — «кто», потому картинка для него… Хм… Одинаковая. Ага ))).

На всякий случай, разъясню немного по порядку.

Кто?

Как научить ребенка стихам: учить наизусть и читать с выражением

Так часто бывает, видишь человека, вроде бы знаешь, но кто это?! Не помнишь. Вот так я вижу «Кто».

На

Как научить ребенка стихам: учить наизусть и читать с выражением

Ну всякие «на», «под», «в» — у меня всегда шарик на коробке, под коробкой, в коробке и так далее. Да. Это шарик на коробке

Источник: http://IrinaRoslova.ru/rebenok-ploxo-zapominaet-stixi-kak-pomoch-rebyonku-zapominat

Зачем и как учить стихи и прозу школьникам

Как научить ребенка стихам: учить наизусть и читать с выражением

Стихи, быть может, и не пригодятся, но зато во взрослой жизни очень пригодится тренированная память. Ребенок вырастет, выучится, устроится на работу — вот тут-то и нужно будет ему умение запоминать большие объемы информации, усваивать и обрабатывать их. Еще и раньше, во время учебы в университете ему понадобятся все резервы памяти, когда на ребенка со всех сторон начнет просто «вываливаться» самая разная информация. Учителя в школе просто-напросто тренируют детскую память, подготавливая ребят ко взрослой жизни. Поэтому учить то, что задано, все-таки надо. И ответ на вопрос: «зачем учить стихи» простой — чтобы развить свою память.

Если у ребенка память от рождения хорошая, замечательно — он сможет легко и быстро запоминать произведения. Если память не очень, надо ее развивать. Ее можно натренировать, нарастить, как мускул. Главное — регулярные занятия.

При регулярных упражнениях на запоминание врожденная плохая память ребенка будет со временем ничем не хуже, чем у более одаренного сверстника. Ведь хорошая память — очень важная составляющая успешной учебы.

Если у ребенка все через минуту вылетает из головы, нисколько не задерживаясь — согласитесь, с такой памятью учиться будет проблематично. Даже в школе, не говоря у же о профессиональном образовании.

Плюсы заучивания стихов и прозы

Разберемся, какие полезные умения и навыки развивает заучивание стихов и прозаических произведения.

Как научить ребенка стихам: учить наизусть и читать с выражением

  • Польза стихов в том, что идет расширение кругозора ребенка. Он запоминает новые слова, формируя свой словарный запас. В его голове усваиваются красивые, правильные выражения и литературный слог.
  • Ребенок учится воспринимать произведения литературы.
  • У детей улучшается речь. Многие логопедические методы построены на заучивании, запоминании и пересказе произведений. Пересказ произведений, особенно с выражением, делает речь более четкой, вырабатывает нужную интонацию. Эти навыки пригодятся ребенку и во взрослой жизни, например, когда понадобится убедить начальника на работе в успешности своего проекта. К тому же четкая дикция делает возможным выступления ребенка на публике, что тоже немаловажное умение во взрослой жизни.
  • Идет развитие памяти.

Резюмируем: заучивание стихов — отнюдь не пустая трата времени. Стихи и прозу необходимо учить детям для того, чтобы состояться успешными людьми во взрослой жизни.

Кстати, Иосиф Бродский, когда преподавал студентам, частенько задавал им учить наизусть различные произведения, приговаривая при этом, что каждое выученное произведение — свое собственное. То есть ребенок, когда учит с пониманием, пропуская через себя, делает произведение своим собственным опытом, частью своего мировоззрения.

Аргументы о вредности заучивания произведений

Ради справедливости приведем самые часто встречающиеся аргументы не в пользу заучивания:

  • Бестолковое зазубривание не развивает ребенка, а превращает его в робота, который механически запомнил стихотворение, пересказал его и тут же благополучно забыл.

Некоторые педагоги всерьез полагают, что ребенок должен учить только то, что может понять и то, что ему нравится. Но о каком развитии речи тогда можно говорить? Ведь развитие и идет как раз через преодоление трудностей и усвоение нового.

Запоминание самых простых стихов и прозаических произведений оттачивает речь, развивает языковое чутье и формирует внутреннюю грамотность.

Ребенок, заучивая сложные стихи, учится без ошибок писать, запоминает знаки препинания и орфограммы в сложных речевых оборотах.

Поэтому совершенно необходимо пусть даже и механически зубрить сложные произведения, которые кажутся сейчас столь ненужными. При запоминании все равно какая-то часть правильного произношения и литературной красивой речи осядет, застрянет, запишется на подкорку — и во взрослой жизни при соответствующей ситуации себя проявит.

  • Многие дети и родители обижаются, что учитель литературы снижает общую оценку ребенку за несколько невыученных им стихотворений, хотя сочинения и прочие задания выполнены на отлично.

Родители говорят — почему ему снизили оценку — подумаешь, не выучил какое-то никому не нужное стихотворение. Но если выучить это стихотворение было обозначено в программе как обязательное требование к учащемуся, то преподаватель имеет право снизить общую оценку за успеваемость, если ребенок задание не выполнил.

Вот, пожалуй, и все. Это два основных аргумента, которым недовольные дети и их родители объясняют свое нежелание учить стихи в школе. Аргументы, признаться, не самые сильные. Доводов «За» гораздо больше, и они несравнимо более впечатляющи.

Как тренировать память

Развивать память педагоги и детские психологи рекомендуют начинать как можно раньше. Одно из самых простых детских упражнений — это, конечно, учить стихи. Начинать надо с самых простых, затем перейти на более серьезные объемы. Учить прозу с маленькими детьми нежелательно — это будет для них слишком сложно. Прозу лучше оставить для средних и старших классов школы.

В детском саду стихи наизусть дети учат с воспитателем. Если ребенок не посещает детский сад, за его развитие отвечаете только вы, поэтому придется взять роль воспитателя на себя. Если ребенок небольшой, то слишком сложные стихотворения учить ни к чему. Выбирайте стихи с легко запоминающимися словами и легким слогом.

Как научить ребенка стихам: учить наизусть и читать с выражением

Отлично способствует развитию памяти и овладение новым умением. Можно записать ребенка на интересный ему кружок или начать вместе с ним осваивать какое-то новое знание — например, учиться рисовать или моделировать самолеты. Новая информация требует усвоения, поэтому обучающий процесс, интересный ребенку, незаметно и мягко развивает его память.

Не забывайте обогащать словарный запас своего чада, не бойтесь рассказывать ему что-то, применяя сложные слова — как раз и будет повод объяснить их значение. Это здорово развивает лексикон и память школьника.

Память можно развить в любом возрасте, поэтому не отчаивайтесь, если ребенок не может пока как следует учиться — при регулярных занятиях его учеба обязательно улучшится.

И чем больше будет тренироваться ребенок в запоминании, тем лучше. Поэтому не сердитесь на школьную программу, которая предусмотрела детям для заучивания слишком длинные и сложные стихотворения.

Поймите, что так будет лучше для вашего же ребенка.

Пусть он лучше сейчас обзаведется полезным умением и разовьет свою память, чем потом всю жизнь будет страдать от невнимательности и от того, что в голове не держится информация.

Как учить быстро и правильно

Больше всего умение заучивать стихи быстро и без ошибок пригодится учащимся школы. Для них и будут эти советы. Хотя общие рекомендации применимы абсолютно ко всем категориям граждан.

  • Если задали объемное произведение, особенно, если требуется учить прозу — лучше разбить произведение на небольшие куски и учить их отдельно. Выучили один небольшой отрывок — переходить к следующему. И так пока не закончится все произведение.
  • Выучив стихотворение или прозаический отрывок, весь оставшийся день и вечер к нему не возвращайтесь. Повторите на ночь перед сном и утром после пробуждения. Утреннее повторение покажет, что вы запомнили, освежит произведение в памяти и поможет рассказать его на уроке без запинок и ошибок.
  • Хороший способ — не бестолковая зубрежка, а чтение произведения несколько раз — до тех пор, пока оно, что называется, «не будет от зубов отскакивать». Таким образом заучивание становится не таким уж противным и нудным делом.
  • Можно учить произведение, переписывая его в тетрадь. Просто переписывая, не пытаясь зубрить. В процессе письма произведение будет запоминаться автоматически, что сделает процесс последующего его запоминания гораздо более легким.
  • Если задано совсем уже незапоминаемое стихотворение или отрывок прозы, можно сделать из него рэп-песенку и прочитать или сделать еще какую-нибудь современную аранжировку. Главное, не рассказать потом на уроке отрывок из «Евгения Онегина» в стиле рэп — вдруг учительница кроме классики ничего не признает.
  • В интернете сейчас есть специальные сервисы для заучивания. Они помогают быстрее запомнить произведение. Нужно только вставить необходимый текст и программа выделит определенные слова-маяки, которые нужно будет запомнить. Затем — следующий набор слов. Таким образом можно выучить произведение гораздо быстрее и проще.

Основная методика заучивания произведений

Рассмотрим, как правильно учить стихи. Всего несколько пунктов, соблюдение последовательности которых поможет быстро выучить любое произведение школьной программы:

Как научить ребенка стихам: учить наизусть и читать с выражением

  • Вслух читаем заданное произведение. Это сделать нужно три раза. Читаем с выражением.
  • Главное — во время чтения попытаться представить в уме описываемую в произведении ситуацию.
  • После того как быстро три раза прочитали, читаем четвертый раз — но уже медленнее. Так же вслух и с выражением, но медленно.
  • Перепишите текст на бумагу. Не торопясь, проговаривая вслух то, что пишете. Если произведение идет сплошной «простыней», лучше разбить его на несколько абзацев или блоков — так будет гораздо проще.
  • После переписывания вы уже будете знать произведение примерно на 75%. Остальные 25% «всплывут» во время вечернего и утреннего повторения.

Вот и все — и ничего учить не надо, все запомнилось само. Не забудьте только перед сном прочитать еще раз, уже стараясь меньше заглядывать в книгу. И утром еще раз. Педагоги утверждают, что эта методика позволяет выучить практически любое произведение школьной программы за час.

Источник: https://myintelligentkids.com/zachem-i-kak-uchit-stixi-i-prozu-shkolnikam

Как быстро выучить стихотворение?

Как быстро выучить наизусть стихотворение, при этом не потеряв ни капли смысла? Расскажем в нашей статье о 10 приемах. И добавим еще 4 для тех, кому отвечать нужное стихотворение уже завтра.

17 января 2018

Лирика в школьной программе по литературе – обязательное явление. Красота языка, его поэтичность и музыкальность проступают через стихотворные строки особенно ярко. Но что делать, если «музыка» никак не хочет запоминаться, слова кажутся непонятными, а любое задание выучить стихотворение превращается в кошмар? Облегчить любому школьнику задачу по запоминанию стихов помогут следующие советы: При выборе стихотворения сразу нужно думать о том, что вам с ним придется провести немало времени вместе. Так зачем же хватать первое попавшееся? Осознанный выбор, эмоциональная близость, понимание сюжета – все это сильно упростит процесс заучивания. Бывает, что стихотворение цепляет с первых строк или своим неожиданным завершением заставляет мурашки побежать по телу, – смело выбирайте! 

Если подойти с технической стороны вопроса, то важным параметром станет структура стиха. Предсказуемый рисунок рифм или выбор поэтом простой стопы – ямба или хорея, точно облегчит процесс запоминания. Выучить белый стих куда сложнее, чем ровные и ритмичные строки Пушкина. Маяковский же, хоть и не отличается «классикой» структуры, запоминается на одном дыхании благодаря ритму.

Как научить ребенка стихам: учить наизусть и читать с выражением Оля учит стихотворение правильно, читая его вслух Старый и проверенный способ выучить стихотворение – читать его вслух, громко и с выражением. Или тихо, под нос, но внятно проговаривая все фразы. В любом случае – вашей памяти будет легче сосредоточиться на запоминаемой информации. Если очень уж неловко читать, когда бабушка сидит на соседнем диване и слушает (а смущение здесь будет нормальным явлением, так как запоминание превращается в публичное выступление), то можно попробовать заучивать необходимые строки во время прогулки или по пути в школу.

Запись на аудио или даже на видео с помощью смартфона может очень помочь как при заучивании, так и при творческой тренировке. Ведь нам нужно не просто выучить стихотворение и рассказать его на одном дыхании, выпаливая фразы друг за другом? Большое значение имеет прочтение именно с выражением. К тому же, аудиозапись можно будет прослушивать по пути в школу, а переключение между различными форматами информации – текстом и звуком – улучшит ваши шансы на скорый успех.

Кстати, тем, у кого уже получилось все выучить, предлагаем принять участие в нашем конкурсе видео-прочтений классики школьной программы. Скорее заходите на Страну читающую! 

У мозга, по мнению ученых, нет пределов в объеме запоминаемой информации. Зато существуют ограничения рабочей памяти: вы можете выучить ограниченное количество строк за определенный промежуток времени. При всем желании запомнить всего «Евгения Онегина» за 7 часов будет невозможно.

Разделите стихотворение на части, чтобы вызов был реальным, составьте план. Данная система также позволит вам отслеживать прогресс и даже поощрять себя за выполнение.

«Оно не запоминается, мам! Я больше не буду!» и книга, летящая в стену, – это не лучший выход из ситуации. Способность человека запоминать информацию, как и навык выполнения физических упражнений, приходит с практикой. Нельзя стать спортсменом за вечер. Если вы будете последовательно и терпеливо работать, то с каждым днем количество строк, доступных памяти без труда, будет расти.

Маленький совет: если у ребенка есть реальные проблемы с терпением, используйте правило 20 минут. В течение этого промежутка времени сконцентрироваться на чем-то одном проще. Так что 20 минут заучивания стихотворения и сразу перерыв. 

Как научить ребенка стихам: учить наизусть и читать с выражением Саша тоже учит стихотворение правильно, записывая его по памяти Процесс записи информации от руки способствует ее запоминанию. Об этом знают мудрые студенты, пишущие шпаргалки от руки, приговаривая: «не сможешь воспользоваться, так вспомнишь, как писал». Запишите первое четверостишие несколько раз, каждый раз подглядывая в книгу. Потом проделайте то же самое, но уже пытаясь вспомнить последующую строчку самостоятельно.

Если вы не будете часто воспроизводить в памяти информацию, она из нее сотрется. Выучив стихотворение единожды, может показаться, что оно сохранилось «внутри» навсегда. Но уже через несколько дней окажется, что это совсем не так. Проигрывайте в голове нужные строки, подглядывайте в книгу, слушайте аудиозапись. Повторение – мать учения, как говорится. Мнемотехника – это совокупность специальных приемов и правил, облегчающих запоминание нужной информации. Основным методом мнемоники является путь ассоциаций. В случае с запоминанием стихотворения лучшим выходом будет визуализировать строки, а на каждое четверостишие сформировать свой собственный образ. Запомнив очередность образов, ребенок без труда сможет вспомнить порядок частей стихотворения.

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»

Если до «дня Х» есть хотя бы неделя, то распределите работу над запоминанием на 5 дней – равное количество строк на день, а еще 2 дня оставьте на повторение, проговаривание и репетиции, чтобы усвоить не только сам текст, но и найти необходимые эмоции. Если же стихотворение нужно рассказать на уроке литературы уже завтра (я вам сочувствую), то не старайтесь выучить его, сидя в ночи. Разбейте произведение на части и учите их по очереди, постепенно прибавляя по четверостишию. Помните, что если вы попытаетесь «съесть» стих целиком, то память скорее всего его выплюнет.

Как научить ребенка стихам: учить наизусть и читать с выражением Господа торопыжки, советы для вас
  • учите стихотворение, расхаживая по комнате, мерные шаги в такт строкам позволят мозгу сконцентрироваться;
  • обязательно найдите в стихе точки-эмоции, к которым стремятся отдельные строки. Они будут вспыхивать в вашей памяти, и к ним будет проще «прицепить» остальное;
  • после того, как покажется, что все вполне запомнилось, ложитесь спать. Сон помогает мозгу запомнить и закрепить только что полученную информацию;
  • повторяйте стихотворение утром, сначала старайтесь не подглядывать в книгу, лучше напрягите память, ищите ассоциации.
  • не повторяйте на самом уроке. Просто ужасно, когда половина класса вместо того, чтобы слушать других ораторов, уткнулась в книгу и доучивает. К тому же, эти 5 минут вас уже не спасут.

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/kak-bystro-vyuchit-stihotvorenie-naizust/

Как научить ребенка учить стихи и запоминать буквы

Родителям очень приятно, когда их малыш в детском саду или на школьном утреннике знает буквы и без запинки декламирует стихотворение, не допуская при этом никаких ошибок и не забывая выученные ранее слова. Но, к сожалению, научить быстро запомнить буквы и необходимый текст – не так уж просто, ведь для этого необходимо набраться терпения как детям, так и старшим родственникам, чтобы результат труда был отличным.

Как научить ребенка стихам: учить наизусть и читать с выражением

Для того чтобы знать, как научить ребенка учить стихи и буквы, весьма желательно также обладать определенными навыками и умениями, о которых пойдет речь в этой статье.

Как мотивировать ребенка учить стихи

Умение заучивать быстро наизусть стихотворный текст является очень важным, начиная с детского сада или начальных классов школы. Школьной программой предусмотрено чтение наизусть очень многих поэтических произведений, иногда – довольно больших по объему, поэтому приступать к тренировке внимания и памяти следует уже с раннего возраста.

Чтобы привить ребенку любовь к поэзии и научить его быстро запоминать стихи, необходимо правильно мотивировать малыша.

Для этого следует:

  • не сообщать малышу о том, что стишок необходимо выучить во что бы то ни стало. Можно сказать ребенку: «Эти куплеты о зайчике (мишке и т.п…) очень интересны. Давай я буду их читать, а ты станешь повторять вслед за мной», это поможет быстрее научить;
  • спросить малыша о том, какие слова и фразы ему не совсем понятны, после чего объяснить их смысл, вследствие чего процесс изучения текста станет протекать намного легче, и научить будет проще;
  • в качестве «наглядной агитации» можно воспользоваться любимыми игрушками малыша, рассадив их вокруг и выделив каждому отведенную роль: точно так же, как в сюжете стихотворения;
  • нарисовать животных, предметы или ситуации, о которых идет речь в стишке, с целью более эффектно представить сюжет.

Важно, что малыш при изучении стиха не был уставшим, хорошо себя чувствовал, ведь от этого в значительно степени зависит эффективность обучения.

Презентация: «Учим стихи наизусть»

Основные принципы запоминания стихов с ребенком

Чтобы иметь представление о том, как научить ребенка запоминать стихи, необходимо найти наиболее оптимальный способ запоминания информации, а также закрепления изученного материала.

В процессе изучения рифмованного текста с малышом или школьником следует помнить следующее:

  • запоминаемый объем информации должен соответствовать возрасту ребенка. Недопустимо принуждать пятилетнего малыша быстро  выучить наизусть целые главы из поэм для взрослых. Вполне достаточно для тренировки и развития памяти выучить 3-4 «куплета» по 4 строки каждый;
  • текст стихотворения должен быть интересен ребенку и соответствовать его образу жизни, предпочтениям и увлечениям;
  • немаловажное значение имеет размер буквы и шрифт, которым написан текст. Если есть возможность, родители могут самостоятельно набрать с помощью компьютерной клавиатуры стихотворение таким образом, чтобы буквы наиболее легко воспринималось визуально. Буквы должны быть четкими, крупными, можно выделить их цветным шрифтом;
  • рекомендуется выучить наизусть текст порциями: вначале запомнить по 1-2 строке стихотворения, затем научить  объединять их в четверостишия и запоминать целиком, после чего приступать к освоению текста целиком;
  • в процессе запоминания слов желательно совершать ритмичные движения руками – это поможет легче и быстро выучить и  запоминать текст;
  • после того как ребенок выучил стих наизусть, следует закрепить пройденное и повторить материал через несколько часов после завершения процесса запоминания. На следующий день желательно еще раз повторить текст – в этом случае малыш надолго запомнит стишок и не забудет его во время декламирования в группе детского сада или школьном классе.

Как научить ребенка стихам: учить наизусть и читать с выражением

Запоминание стихов в детском возрасте имеет очень важное значение для малыша.

Благодаря указанному занятию ребенок быстро пополняет свой словарный запас, тренирует память, приобретает чувство ритма, и с легкостью может выучить любой стих в дальнейшем.

Стихи, выученные в 4-5 летнем возрасте, малыш может запомнить на всю жизнь, а время, потраченное родителями на процесс обучения, будет поистине бесценным для развития его интеллектуальных и творческих способностей.

Для приобщения к поэзии не обязательно выделять дополнительное время: запоминать новые рифмованные произведения, научить  можно, занимаясь домашней работой, прогуливаясь в парке с ребенком или собирая урожай на даче.

Главное – желание помогать малышу и постепенное увеличение объема изучаемого текста.

В этом случае к моменту поступления в школу ребенок будет уже знать буквы, уметь читать и хорошо подготовлен к процессу усвоения информации и получения новых знаний.

  • TonusMozga
  • Распечатать

Источник: https://tonusmozga.ru/pamyat-i-zapominanie/deti/kak-pomoch-vyuchit-stix.html

«Мама, оно не запоминается!» Как легко выучить стих с ребенком: 8 приёмов — и никаких истерик!

Воспитание и развитие наших детей далеко не всегда является простым и легким процессом. Взять хотя бы заучивание стихотворений. Все знают о том, насколько важны такие упражнения для развития словарного запаса, дикции и памяти маленького литератора. Вот только как уговорить сорванца выучить стихотворение наизусть быстро и тогда, когда этого хотят родители или учителя?

К счастью, педагоги и психологи уже разработали довольно действенную методику заучивания стихотворений. Ее ценность состоит не только в том, что учить стихи ребенку будет легче. Малышу будет еще и интересно, поскольку он увлечется этим процессом как игрой!

Как научить ребенка стихам: учить наизусть и читать с выражением

С чего начинать?

Стоит знать о том, что возраст ребенка довольно значим в этом процессе. Чем раньше близкие начнут употреблять в общении с малышом рифмованные строки, тем легче в дальнейшем ребенку будет заучивать стихотворения.

Использование рифмованных строк положительно влияет не только на дальнейшую способность к заучиванию, но и на формирование словарного запаса.

Поэтому специалисты в области раннего развития советуют читать малышам стихи, потешки и прибаутки с младенчества.

А перинатальная педагогика утверждает, что дети, чьи мамы в период беременности читали вслух стихотворения, впоследствии быстрее и проще заучивают тексты на память.

В возрасте 4-5 лет дети обладают поистине удивительными возможностями к запоминанию. И если до 3 лет это заучивание имеет скорее механический характер, то после четырех это уже осознанное запоминание. Единственный нюанс, о котором стоит помнить родителям – это то, что до 7 лет разучивание стихов должно быть игрой, а не обязанностью.

Конечно же, читать в этом возрасте потешки уже неуместно. А вот рифмованные загадки, скороговорки и сказки будут как нельзя кстати. Для выбора сказок и стихотворений ограничений практически нет.

Только постарайтесь чтобы сюжет был малышу интересен и понятен. А вот в скороговорках избегайте повторения звуков, с которыми у ребенка есть проблемы в произношении.

Вначале проработайте с логопедом их постановку, а уж затем закрепляйте в скороговорках.

Как научить ребенка стихам: учить наизусть и читать с выражением

О методике разучивания стихотворений

Существует определенный порядок действий, объясняющий, как учить с ребенком стихи. Хотя, эти рекомендации обязательно должны подстраиваться под индивидуальность малыша!

  1. Обязательно дайте ребенку возможность услышать, как должно звучать стихотворение. Прочтете ли вы его сами или доверите это звукозаписи – решать вам. Только это должно быть выразительное и эмоциональное чтение. Таким образом формируется осознанное восприятие произведения, а также тренируется собственно память.
  2. После первого прочтения обязательно выясните, все ли слова знакомы ребенку и объясните значения новых для него понятий.
  3. Теперь заинтересуйте ваше чадо. Если вы просто объявите о том, что на завтра нужно выучить стих, то вряд ли увидите желание в глазах малыша. Совсем другое дело, если нужно посоревноваться с братом, папой или бабушкой. Или же приготовить подарок маме к празднику.
  4. Теперь в работу вступает метод накопления информации. Пусть ребенок повторяет за вами. Вначале по одной строке, потом составляет фразы, а уж потом – полностью от начала до конца. При этом не требуйте окончательного результата за один вечер. По наблюдениям психологов от 8 до 10 повторений требуется детям, чтобы окончательно выучить стих. И это количество повторов необходимо распределить на несколько дней! Повторяя многократно строчку за строчкой, вы добьетесь того, что ребенок выучит стихотворение, сам того не заметив. Если малыш наотрез отказывается повторять за вами, используйте в качестве декламатора его игрушки, которые разными голосами будут рассказывать знакомое стихотворение. Да и сами в присутствии ребенка невзначай проговаривайте то, что хотите с ним выучить.
  5. При подборе стихотворного материала и во время разучивания стихов помните об индивидуальных особенностях детей. «Молчунам» лучше предложить ритмичные песенки и потешки, застенчивым малышам подберите стишок, где имя главного героя или сюжет схожи с реальной жизнью ребенка.
  6.  Отличные результаты дает использование элементов логоритмики. Речь идет о совмещении чтения и рассказывания стихов с движениями тела. Различные ритмичные покачивания, постукивания, шаги, хлопки запускают двигательную память и активизируют запоминание текста.
  7. Интересный и правильный ответ на вопрос «как учить с ребенком стих» дает эйдетика – наука о запоминании информации с помощью образов. Попробуйте рисовать небольшие, но понятные малышу пиктограммы или рисунки по ходу смысла стихотворения. Это поможет не только запомнить порядок развития событий, но и разовьет ассоциативное мышление.
  8. Не забывайте об отдыхе, ведь изучение стихов должно быть игрой и приятным развлечением.

Если занятия по заучиванию стихотворений будут проходить в благоприятной эмоциональной обстановке и без принуждения, вы не только поможете малышу развиваться, но и станете ближе друг другу!)

Источник: https://e-w-e.ru/mama-ono-ne-zapominaetsya-kak-legko-vyuchit-stix-s-rebenkom-8-priyomov-i-nikakix-isterik/

Как быстро выучить стихотворение с ребенком

Многие родители мечтательно расплываются в улыбке, когда представляют своего малыша, на табуреточке читающего стихи. И не просто наизусть, а с выражением, выговаривая каждое слово. Но, увы, как только родители берутся за книжку, ребенок, чаще всего, тут же бежит к телевизору, компьютеру или любимому конструктору. А учить стихотворений предстоит много и в детском саду, и в школе.

Зачем учить стихи в раннем возрасте

Заучивание стихов в раннем возрасте развивает память, образное мышление, обогащает словарный запас, развивает речь. Учить четверостишия полезно, даже когда их не задали к празднику, просто для всестороннего развития ребенка. Не обязательно ждать, когда об этом попросят в детском садике, можно учить самим дома, начиная с 2 лет.

Позднее, в 4-5 лет или в школьные годы, если у ребенка наблюдается задержка развития речи, если ему тяжело воспринимать и запоминать новую информацию, то учить стихи сверх школьной программы очень полезно.

К тому же, давая малышу алгоритм заучивания стихов, мама дает способ, с помощью которого можно потом самому выучить что угодно. Эти же приемы ребенок, повзрослев, может применять самостоятельно в старших классах школы.

Когда ему зададут выучить большой объем информации, пусть даже не в рифму, его не будет охватывать паника, он не опустит руки. Ребенок будет уверен, что все постепенно сможет выучить.

Так как все-таки научить ребенка быстро учить стихи? Есть много методов и приемов. Не обязательно пользоваться сразу всеми, их можно сочетать или использовать отдельно.

Наиболее оптимальные алгоритмы для ребенка

Как научить ребенка стихам: учить наизусть и читать с выражением

Легче заучивать стихотворение частями, разделить его на четверостишия, а их учить по 2 строчки. Запомнить по 2 строки в день просто любому ребенку. А на следующий день повторить их и выучить следующие 2 строки. Каждый день нужно повторять все предыдущие строки и учить еще. Повторять можно во время прогулки, игры, переодевания или купания. На прогулке удобно повторять стихи, раскачивая ребенка на качелях в такт ритма стихотворения. Такое заучивание будет легким и незаметным для малыша.

Можно попробовать способ пересказа.

В начале заучивания лучше всего взрослому прочитать стихотворение вслух целиком, можно прочитать несколько раз и попросить ребенка рассказать своими словами без рифмы, о чем говорится в стихотворении, кто главный герой, что он делает, какие еще есть персонажи. В процессе пересказа будет понятно, какие слова малыш понимает, а какие нет. Неизвестные слова нужно объяснить, иначе ему будет еще труднее запомнить то, что он не понимает.

Что еще могут предложить родители

Так как у ребенка преобладает наглядно-образное мышление, для запоминания полезно нарисовать героев и основной сюжет стихотворения. Чаще всего героями детских стишков становятся игрушки, мишки, зайки, кошки и другие животные. Глядя на рисунок, малыш быстрее запомнит сюжет стихотворения, слова в рифму проще будут откладываться в памяти.

А если в стихотворении присутствуют движения: кто-то идет, бежит, прыгает, танцует, то родители могут проделать те же движения вместе с ребенком, проговаривая строчки из стихотворения.

Вместе с соответствующей двигательной активностью текст запоминается проще. А для детей это будет казаться игрой, при этом не будет необходимости принуждать их сидеть и заучивать стихи.

Малыш будет учить с удовольствием.

Если в стихотворении происходят какие-то действия, то их можно инсценировать: с помощью игрушек, кукол, мишек, зайцев воспроизвести сюжет произведения, сделать небольшой спектакль. Так ребенок наглядно все представит и запомнит.

Еще один прием для заучивания: взрослый произносит первые одно-два слова в строчке, а ребенок договаривает строку до конца. При многочисленном повторении ребенок запомнит строчки полностью, и не нужно будет ему подсказывать первые слова.

Во время заучивания важно регулярно повторять стихотворение несколько раз в день. Если запоминается плохо, не стоит бросать учить посередине. Родители должны попросить ребенка объяснить значение некоторых сложных слов еще раз. Если он их не понимает, объяснить самим.

Начинать учить стихи с детьми 3-х лет нужно с коротких четверостиший с простыми рифмами и понятными словами. Лучше всего взять произведения для малышей детских поэтов А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова. Их стихи проверены ни одним поколением детей и хорошо запоминаются. В них простые и яркие образы, легкие, понятные сюжеты.

Ни в коем случае нельзя насильно заставлять детей зубрить стихи. Заучивание не должно ассоциироваться с негативными эмоциями, иначе потом сложно будет мотивировать ребенка что-либо выучить.

Если малыш не хочет учить стихи

Как научить ребенка стихам: учить наизусть и читать с выражением

Можно попробовать способ дополнительной мотивации. Учить стихи можно для папы, для бабушки, дедушки, чтобы просто порадовать их, или на праздник: Новый год, 8 марта, день рождения. Надо рассказать малышу о празднике и о том, для кого конкретно он будет учить красивое стихотворение. Это дополнительный стимул для учебы. Ребенок будет с удовольствием стараться, чтобы порадовать близких людей. Начинать учить в таком случае нужно заранее, примерно за три недели до праздника. В некоторых семьях учить с детьми стихи к каждому празднику — это семейная традиция для создания атмосферы самого праздника.

Если все-таки малыш отказывается учить даже несколько строчек, мама сама может выучить стихотворение и рассказывать его по 2-4 строки несколько раз в день ежедневно. Чем чаще повторять, тем быстрее ребенок запомнит. Слова в рифму, которые он постоянно будет слышать, в любом случае отложатся в памяти, и, рано или поздно малыш повторит их сам.

При заучивании стихотворения ребенок и взрослый должны быть в хорошем настроении.

От положительных эмоций во время занятий зависят и скорость, и результат учебы. От мамы понадобится терпение, чтобы повторять одни и те же строчки много раз. Причем повторять спокойным голосом, с выражением, проговаривая четко все слова.

Также важны интонация и эмоциональность родителей. Ведь они передают характеры персонажей стихотворения и помогают понять и запомнить то, о чем говорится в стихах. Если вложить достаточно терпения и последовательно применять методы и приемы заучивания, то можно выучить любое детское стихотворение.

Источник: https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/razvitie_ditey/kak_pravilno_i_bystro_uchit_s_rebenkom_stikhi/

Ссылка на основную публикацию