Ребенок перестал говорить, что делать

Когда ребенок в 3 года не разговаривает, что делать? Сейчас все больше родителей задается этим вопросом. Действительно, за последние годы количество детей, которые не хотят начинать говорить, значительно возросло. И если в 2 года еще можно пустить ситуацию на самотек и рассчитывать на то, что малыш заговорит, то в 3 года это уже является отклонением.

Разберемся, почему у детей возникают проблемы в речевом развитии и что делать, если ребенок не разговаривает в 3 года.

Почему малыш не говорит?

Причины заторможенного речевого развития у детей могут быть самыми разными. Первым делом необходимо удостовериться, что у малыша нет проблем со слухом.

Если вы заметили, что ребенок не обращает внимания, когда его зовут по имени, и не реагирует на фразы, сказанные в его сторону, немедленно обратитесь в специализированную клинику для проверки слуха.

Современные технологии позволяют проводить операции по вживлению слухового чипа в ушную раковину, поэтому глухота у детей успешно лечится. Главное — вовремя обратиться к специалисту, потому что после 5 лет оперировать уже поздно.

Еще одной причиной, почему ребенок не заговорил вовремя, может быть недоношенность. У недоношенных детей отмечается торможение в развитии всего организма, в том числе и в речевом плане.

Ребенок перестал говорить, что делать

Дети с умственной отсталостью или олигофренией также начинают говорить гораздо позже обычного.

Следующие причины позднего говорения у детей — недостаточная мотивация или наследственность. Если кто-то из родственников малыша в свое время заговорил поздно, вполне возможно, что задержка речи — наследственная предрасположенность. Однако если ребенок до 5 года не заговорил, надеяться, что он еще начнет разговаривать, наивно.

Очень распространенная ситуация в современных семьях, когда новый член семьи становится буквально «пупом земли», и домочадцы по малейшему писку малыша бегут исполнять его капризы.

В таких случаях ему не надо напрягаться, чтобы получить желаемое, и вполне естественно, что ребенок плохо говорит в три года или не говорит вообще.

Чтобы такой ситуации не происходило, необходимо с первых дней общаться с малышом, мотивируя его к попыткам излагать свои мысли и желания через речь.

Что делать, если ребенок не разговаривает

Считается, что основные процессы развития запускаются после 3 лет жизни ребенка. Существует расхожее мнение, что, если малыш не заговорил раньше, не стоит сильно беспокоиться: придет время, и он начнет нормально общаться.

Возможно, так и будет, однако, как правило, двухлетние дети уже знают несколько слов и словосочетаний, а многие даже составляют осмысленные предложения. Поэтому, если в 2 года малыш не говорит вообще, стоит обратиться к врачу.

Изучив причины заторможенного речевого развития у детей, постарайтесь выявить, из-за чего возникла проблема именно в вашем случае, и отталкивайтесь от этого. Помочь определить причину отклонения от нормы поможет педиатр, который, проведя первичный осмотр, направит вас к нужному доктору: лору, психологу, неврологу или логопеду.

Если возникли подозрения на проблемы со слухом у малыша, следует немедленно обратиться к лору и пройти соответствующую проверку в специальном диспансере. Если после прохождения обследования опасения подтвердятся, врачи назначат прохождение лечения или, если потребуется, могут посоветовать сделать операцию.

Как уже было отмечено, заторможенность развития речи у 3-летнего ребенка, который родился раньше положенного срока, — очень распространенное явление. Такие дети развиваются медленнее, чем положено, поэтому, скорее всего, малыш заговорит позже, когда придет время.

Иногда дети, причиной отсутствия речи у которых является недоношенность, начинают говорить в 5 лет. Но несмотря на то что в данной ситуации позднее развитие является нормой, пускать дело на самотек не стоит. Постоянно разговаривайте с малышом, общайтесь, называйте вслух каждый предмет, на который он обращает внимание.

И конечно, нелишней будет помощь специалистов: обратитесь к профессиональному логопеду.

Ребенок перестал говорить, что делать

То же касается и ситуации, если некоторые члены семьи начинали говорить поздно.

Понятно, что на наследственность особо не повлияешь, и, если дедушка малыша начал говорить в 5, нет ничего удивительного в том, что его внук повторит такую ситуацию.

Но это не значит, что нужно ждать определенного момента сложа руки. Занятия с логопедом и общение с родными и сверстниками ускорят процесс развития.

Логопед и психоневролог, проведя специальные тесты, определят, наблюдается ли у ребенка умственная отсталость или какие-то психологические проблемы. Исходя из наблюдений специалист назначит терапию, если повод для беспокойства есть.

Как не допустить заторможенности в развитии речи?

Как научить ребенка разговаривать? В современном мире родители порой настолько заняты собой, что не уделяют должного внимания своему чаду: пропадают целыми днями на работе или заваливают малыша игрушками, оставляя наедине с собой, а сами ложатся на диван с пультом от телевизора. А ведь ребенок — это большая ответственность. И чем меньше возраст малыша, тем больше внимания должно уделяться процессам развития его организма.

С первых дней с ребенком нужно вести взрослый осмысленный разговор, даже если вам кажется, что кроха все равно ничего не понимает.

Многие мамы используют подобие детского лепета в общении с грудными младенцами и иногда так увлекаются, что продолжают употреблять эти «сю-сю» и «ути-пути» в общении с подросшими детьми. Это неправильно.

Понятно, что грудное дитя — это чудо, вызывающее умиление, но необходимо переставать «сюсюкаться» как можно раньше.

Ребенок перестал говорить, что делать

Постоянно разговаривайте с малышом четко, описывайте свои действия, называйте вслух предметы и игрушки, на которые он обращает внимание. Если кроха показывает на улице на собаку, надо озвучить ему: «со-ба-ка», а не «гав-гав», как это делают некоторые родители.

Ближе к году ребенок должен начинать пытаться объяснять свои желания. Ни в коем случае не надо бежать выполнять все его требования по первому капризу. Так малыш будет думать, что ему совсем не обязательно что-то просить, ведь мама или папа понимают все и без слов.

Прежде чем выполнить какое-то действие, расскажите малышу, что вы собираетесь сделать. Если ребенок тычет пальцем в игрушку, требуя ее подать, и хнычет, но вы знаете, что он в состоянии назвать этот предмет, не давайте ему эту игрушку.

Вместо этого покажите, что вы не понимаете, чего малыш хочет, заставляя его тем самым объяснить свои требования словами.

Кроме того, говорение очень тесно связано с мелкой моторикой, поэтому с самых малых лет необходимо играть с малышом в различные игры, направленные на ее развитие.

Давайте ребенку трогать такие предметы, как пуговицы, шарики, бусинки.

Такие элементарные упражнения, как разрывание куска бумаги на несколько маленьких кусочков, обучение нанизыванию колечек на нитку и перебирание гречневой крупы или гороха, также очень хорошо помогают развить пальцевые рефлексы.

Если ребенок перестал разговаривать

Случается так, что ребенок вполне нормально развивался, в 11-12 месяцев уже выговаривал легкие слова и слоги, в 2 года употреблял словосочетания, а на третий год вдруг замкнулся в себе и перестал разговаривать. Чтобы понять, почему так произошло, проанализируйте последние годы.

Может быть, в семье случился разлад или произошла неприятность. Может быть, родители часто ругаются и кричат друг на друга. А может, ребенка просто отдали в садик или отвезли к бабушке в деревню, и непривычная обстановка его напугала.

Любое из подобных событий может оставить отпечаток на психике малыша, из-за чего тот уйдет в себя и постарается отгородиться от внешнего мира, ни с кем не общаясь.

Ребенок перестал говорить, что делать

В таких случаях следует окутать ребенка заботой и любовью и всеми действиями показывать ему, что у него есть родители, готовые в любой ситуации прийти на помощь. И конечно, нелишней будет помощь специалиста.

Обратитесь к психологу, он сможет выявить истинную причину замкнутости ребенка и посоветует, как действовать.

В зависимости от серьезности ситуации может потребоваться пройти несколько сеансов психотерапии, которые помогут ребенку.

Бывает, что ребенок вполне хорошо общался и в 3, и в 4 года, логично изъясняя свои мысли. Но родители заметили, что их чадо по прошествии 5 года плохо разговаривает — гораздо хуже, чем раньше. Такое часто случается с современными детьми, которых родители балуют различными гаджетами.

В результате подрастающий ребенок начинает тратить все свое время на игры, вместо того чтобы продолжать развивать свои мыслительные и речевые процессы. Ему становится просто лень и неинтересно общаться. Поэтому нужно как можно больше внимания уделять обучению и развитию, не давая при этом тратить время на бессмысленные игры.

Отведите подростка к логопеду, и, если ситуация не слишком запущена, опытный специалист «разговорит» ребенка меньше чем за 3 месяца.

  • Ребенок перестал говорить, что делать
  • Ребенок перестал говорить, что делать
  • Ребенок перестал говорить, что делать
  • Ребенок перестал говорить, что делать

Источник: https://roditeliz.ru/preschool/rebenku-3-goda-ne-razgovarivaet-chto-delat-kak-nauchit.html

Ребенок перестал разговаривать после болезни — в чем причина? | Журнал

[artlabel id=»71181″]

  • Ребенок перестал говорить, что делать
  • Ребенок перестал говорить, что делать

Ребенок уже хорошо разговаривал, и вдруг, после перенесенной болезни — воспаления легких — замолчал. Как быть? В чем искать причину?

Ребенок перестал говорить, что делать

Девочка (фото Burda Media)

На формирование речи влияет множество факторов: травмы головы; последствия любых заболеваний, которые приводят к воспалительным поражениям головного мозга; болезни, которые сопровождаются высокой температурой длительное время; даже банальные аденоиды и отиты могут негативно повлиять на речевое развитие, ведь они резко ослабляют организм и соответственно тормозят общее развитие.

Ребенок перестал говорить, что делать

Ребенок у врачей (фото Burda Media)

Понятно, что такое достаточно серьезное заболевание, как пневмония, могло стать причиной нарушения речевого развития у вашего ребёнка. Дыхание – это с одной стороны, самая непосредственная вещь, с другой стороны, очень важная для речевого акта.

Ведь без дыхания не может быть произнесён ни один звук.

Лёгкие снабжают кислородом весь организм, и если их работа нарушена, возникает кислородное голодание и соответственно замедление функционирования систем и органов, в том числе речевых центров, которые находятся в головном мозге.

Ребенок перестал говорить, что делать

Доктор (фото Burda Media)

Нужно обратиться к логопеду, который даст рекомендации по развитию речи и речевого дыхания, что важно для ребёнка. Возможно, вам потребуется совсем немного усилий и времени, и речь вашего ребёнка восстановится.

Ребенок молчит — игры помогут в развитии речи

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Источник: https://www.moirebenok.ua/age3-6/rebenok-perestal-razgovarivat-posle-bolezni-v-chem-prichina/

Агуканье и лепет малыша: когда ждать и что делать, если ребенок молчит?

Первое гуление малыша умиляет не только маму и папу, но и всех вокруг. Но не все родители знают, что скрывается за этими милыми звуками, и стоит ли переживать,
если кроха не начинает гулить и агукать в месячном возрасте. Издаваемые новорожденным первые звуки — это важнейший в развитии этап, как в эмоциональном плане,

так и в речевом.

Ребенок перестал говорить, что делать

Первое слово ребенка — настоящее событие для всей семьи. Но до связных слов еще далеко, от новорожденного можно услышать только плач и кряхтение,
ведь младенцу еще предстоит научиться произносить отдельные звуки. В первую очередь это гласные.
Примерно с месяца-двух ребенок начинает агукать, то есть играть гласными звуками. Немного позже грудничок уже активно лепечет,

произносит первые слоги — «ага», «агу», «гуу».

Произнося звуки, дети разговаривают сами с собой. Новорожденный прислушивается к источнику звука и пробует его повторить,
«распевая» гласные при общении с родителями или игрушками, — так он совершенствует новое умение. Также груднички могут лепетать, подпевая понравившейся мелодии.

С детьми следует как можно больше разговаривать. Желательно сопровождать все свои действия объяснениями. Во время кормления, пеленания,
купания и прочих процедур необходимо говорить с новорожденным. Важно, чтобы речь была мягкой и плавной, без резких эмоциональных перепадов.

Но сюсюкать с крохой и коверкать слова нежелательно.

Лучше обратить внимание на детские стихи, прибаутки, песенки — они смогут оказать благотворное влияние на становление речи маленького человечка, и он начнет много гулить.

Специалисты выяснили, что, находясь в хорошем настроении, малыш начинает агукать и улыбаться. Для этого маленькому человечку требуется не так уж и много — быть чистым,
сытым и находиться рядом с мамой. Это отличные условия для формирования речи, а родителям останется лишь чуть-чуть помочь крохе.

Читайте также:  Ребёнок не берет грудь: причины и что делать

Ребенок перестал говорить, что делать

Случается, что дети вовремя начинают «говорить», а потом внезапно замолкают. Не нужно паниковать, просто кроха осваивает новые речевые навыки.
Следует продолжать агукать, поддерживать с малышом разговоры, даже если он молчит.

Спустя недолгое время агуканье вернется, а еще появятся писк, визжание и смех. Но бывает и так, что молчание младенца обусловлено стрессом или плохим самочувствием.

Если ребенок перестал гулить и долго молчит, стоит показаться педиатру.

Есть вероятность, что у грудничка нарушение слухового аппарата или неврологические проблемы.
В этом случае врач выпишет направление к отоларингологу или неврологу, чтобы установить причину задержки развития речи и назначить лечение.

Не следует тревожиться, если кроха не агукает в месячном возрасте. Все дети развиваются индивидуально, и опережение или отставание от норм — это совершенно нормально.
Если грудничок жизнерадостен и активен, хорошо кушает и не капризничает без повода, но мало гулит — нет причин волноваться.

Стресс или сильный испуг может стать причиной долгого молчания новорожденного.
Испытав страх, малыш способен замкнуться в себе и не агукать до шести месяцев. В этом случае мама должна попытаться «разговорить» кроху, постоянно общаясь с ним,

и ждать, пока он примется гулить. Также стоит посоветоваться по этому поводу с педиатром и логопедом.

Комплексный подход в развитии малыша — это очень важно. Для становления речевых навыков кроха должен развиваться физически и расти в эмоционально благоприятной атмосфере.
Если он доволен и сыт, то для начала гуления и агуканья есть все предпосылки, необходимо только слегка ему помочь.

Источник: http://detiyasli.ru/deti/0-god/kogda-nachinaet-gulit.html

Почему ребенок перестал говорить слова

Многие родители сталкиваются с ситуацией, когда ребёнок говорил, а потом перестал. Обычно это вызывает ещё большее беспокойство, чем задержка речи. В первую очередь необходимо выяснить, почему ребёнок перестал говорить. Причины речевого регресса бывают различными. Перестать разговаривать ребенок может в год, два или в любом другом возрасте.

Причины речевого регресса

На разных этапах развития малыш может перестать говорить звуки, слова, гулить или лепетать. Влияют на это разные факторы. Если малыш в год перестаёт говорить, то это не всегда повод для волнения. Причина может крыться в перемене обстановки. Поэтому, если ребёнок перестал говорить, то врачебное вмешательство может не потребоваться. Достаточно будет занятий с педагогом и логопедом.

Выделяется три группы причин, по которым ребёнок может перестать разговаривать:

  1. Психологические. Часто родители замечают такое, что ребёнок знал много слов, а потом совсем перестал разговаривать. Это может произойти из-за:
    • из-за сильного стресса, например, потери одного из родителей;
    • также дети говорят, а потом замолкают из-за ссор в семье, эмоциональных потрясений вследствие аварий и других негативных ситуаций;
    • после испуга. Часто такое незначительное событие, как резкое торможение автомобиля или громкий звуки приводят к тому, что малыш перестаёт совсем говорить. В этих случаях требуется помощь психолога и логопеда.
    • сильного давления родителей. Многие мамы и папы хотят ускорить речевое развитие малыша. Однако чрезмерные нагрузки могут возыметь обратный эффект. Развитый ребёнок может в год совсем замолчать после того, как говорил абсолютно нормально;
    • смены обстановки. Если малыш перестал говорить при переходе в новый детский сад, то проблема кроется в стрессе. Её решит психолог или грамотный педагог.
  2. Физиологические. Афазия – это частичный или полный распад начавшей формироваться речи. Она проявляется при поражении речевых отделов мозга или проводящих путей. Малыш может говорить, а потом перестать из-за:
    • ишемического или геморрагического инсульта;
    • черепно-мозговой травмы;
    • воспаления головного мозга (энцефалита, абсцесса и пр.);
    • заболевания ЦНС;
    • опухоли головного мозга;
    • психического заболевания;
    • операции на мозге.

Если ребёнок перестал говорить слова без видимых причин, то необходимо исключить или подтвердить афазию. Для выбора эффективного метода коррекции следует установить тип патологии.

Типы афазии

  • Амнестическая афазия. Ребёнок забывает или путает разные слова. При этом он может описать предмет. Например, дети говорят не «машина», а «на этом можно ездить». Если напомнить ребёнку слово, то он произнесёт его, но потом опять забудет.
  • Моторная афазия. Ребёнок, которому год или старше, может прекрасно понимать речь. Но при этом в зависимости от стадии он отвечает невнятно или попросту молчит.
  • Сенсорная афазия. У ребёнка затрудняется понимание речи. Он не реагирует на просьбы окружающих. Такие дети при этом говорить не перестают, а начинают бессмысленно произносить разные фразы.
  • Тотальная афазия. Дети ничего не говорят и не понимают речи. Это самая серьёзная форма патологии.

Коррекция речевой регрессии

Ребенок перестал говорить, что делать

Если малыш перестал лепетать или говорить, то нужно сразу разобраться в причине недуга. В первую очередь следует посетить соответствующего специалиста. Если малыш перестал вдруг говорить из-за стресса, то потребуется обследование у психолога. При отсутствии видимых причин следует посетить невролога. Ребенок, который перестал разговаривать из-за афазии, в первую очередь нуждается в лечении основного заболевания.

Ребёнку могут назначить:

  • медикаментозные препараты;
  • хирургическую операцию;
  • механотерапию и физиотерапию;
  • логопедический массаж и ЛФК.

Для детей, которые не говорят, также назначаются логопедические занятия. Педагоги помогают ребёнку восстановить речь. Развиваются навыки письма и чтения (при необходимости).

Если ребёнок перестал говорить, то коррекционные занятия с нейропсихологом и/или логопедом следует начинать как можно раньше. Сделать это можно в центе логопедии и психологии «НЕАПЛ».

Опытные специалисты выявят причину речевого регресса, при необходимости направят к профильным врачам или подберут эффективную корректирующую программу.

Прогноз и профилактика

Если ваш малыш говорил, а потом вдруг замолчал, то не отчаивайтесь. В большинстве случаев прогноз очень благоприятен. Своевременная коррекция позволяет искоренить патологию. Исключением являются случаи, когда малыш перестал говорить слова вследствие тяжёлого поражения центральной нервной системы или синдрома Ландау-Клеффнера.

Чтобы ребёнок не замолчал, родители должны уделять его эмоциональному состоянию особое внимание. При первых признаках стресса лучше обращаться к психологу. Ребёнка следует окружать заботой и помогать развивать ему речь.

Однако профилактических мер для предупреждения афазии не создано.

Единственное, что могут сделать родители для ребёнка – своевременно проходить медицинские обследования, предупреждать черепно-мозговые травмы и тяжелые нейроинфекции.

Источник: https://neapl.ru/blog/rechevye-narusheniya/perestal-govorit/

Ребенок начал говорить и перестал: 7 причин и что делать

Ребенок перестал говорить, что делать

1. Ребенок перестал говорить в возрасте 1-1,5 года, хотя уже знает несколько лепетных слов

Чаще всего малыш отказывается говорить из-за того, что родители требуют от него слишком многого и заставляют повторять слова снова и снова. Такие маленькие детки просто не готовы к подобным нагрузкам, поэтому из-за сильного утомления замолкают.

Решение: Оставьте малыша в покое, не давите на него. Когда он снова заговорит, не повторяйте прежних ошибок. Возвращение речи может занять и несколько дней, и месяц. Не нужно паниковать, но обязательно покажите ребенка неврологу, чтобы исключить заболевания ЦНС.

2. Адаптация

Любая смена обстановки – серьезный стресс для ребенка. Если он стал посещать детский садик, ваша семья переехала, сменила климат, появились новые члены семьи, то молчание – естественная реакция на произошедшие перемены.

Решение: Не уговаривайте ребенка прервать молчание, а дайте несколько дней освоиться в новой для него ситуации. Когда он привыкнет, то речь вернется без врачебного вмешательства.

3. Болезнь

В ряде случаев речь пропадает, если инфекция поразила органы дыхательной системы, вызвала повышение температуры тела. Особенно часто это происходит у очень маленьких детей, которые только-только начинают говорить. В более тяжелых ситуациях инфекция затрагивает речевые центры головного мозга, слуховые рецепторы.

Решение: Как правило, речь восстанавливается в прежнем объеме после выздоровления от простудных заболеваний, поэтому специальная помощь не требуется. Если же ребенок перенес тяжелую инфекцию, то следует немедленно провериться у невролога и отоларинголога. Чем раньше будет начато лечение и коррекция, тем в большем объеме к малышу вернется речь.

4. Малыш замолкает при незнакомцах

Молчание – естественная защитная реакция организма, когда ребенок сталкивается с незнакомым человеком, особенно если он показался страшным или просто каким-то непонятным. Отсутствие речи может наблюдаться несколько часов после встречи.

Решение: Если малыш замолчал непосредственно после вашей встречи с незнакомцем, то, скорее всего, он заговорит еще до отхода ко сну.

Обязательно дружелюбно поговорите с ним о незнакомце, расскажите, что это хороший человек, не представляющий опасности, что родителям нравится с ним общаться.

Ребенок должен почувствовать, что вы с ним находитесь в полной безопасности, и в следующий раз будет меньше волноваться.

5. Сильный стресс

Смерть любимого родственника, уход одного из родителей, авария, природный катаклизм, постоянная нервная обстановка в семье, сильный испуг – все это может привести не только к исчезновению речи, но и к тому, что ребенок может надолго замкнуться в себе.

Решение: Если молчание продолжается дольше нескольких часов, то необходимо как можно скорее обратиться к детскому психологу, поскольку высок риск развития сильного заикания. Специалист поможет ребенку справиться с сильным эмоциональным потрясением и выйти из ситуации с минимальными последствиями для его развития. Строго следуйте всем рекомендациям, и вскоре все уладится.

6. Патологии нервной системы и психики

Если ребенок внезапно замолчал без видимых внешних причин, то это серьезный повод для беспокойства. Среди возможных заболеваний – шизофрения, истерия, аутизм, энцефалит, различные поражения головного мозга, опухоли.

Решение: Как можно скорее обратитесь к неврологу и детскому психиатру (особенно если в семье уже были случаи психических заболеваний). Если ребенок получил травму головы, нужно немедленно вызвать скорую помощь.

7. Гиперопека или безразличие со стороны родителей

Если родители перегибают палку в вопросах воспитания, проявляют нетерпимость или непонимание, то ребенок инстинктивно старается избегать любого общения с ними. С посторонними взрослыми и сверстниками на площадке или в детском саду он часто продолжает вести себя как обычно.

Решение: В этом случае необходима помощь психолога, причем желательно, чтобы на сеанс пришли оба родителя и ребенок. Маме и папе следует пересмотреть свое поведение и отношение к малышу.

Скорее всего, причина действительно в слишком завышенных требованиях или, наоборот, полном пренебрежении к интересам сына или дочери.

Излишняя опека не дает ребенку выразить свое мнение, и здесь молчание следует рассматривать, как знак протеста.

Может ли ребенок замолчать из-за прививок?

Многие родители спрашивают, действительно, ли прививки могут привести к резкому откату в психоречевом и речевом развитии.

На самом деле современной науке не известно ни одного достоверного исследования, доказывающего, что вакцины наносят развитию ребенку подобный вред.

Спровоцировать исчезновение речи может несоблюдение условий вакцинации: прививать можно только здорового ребенка с сильным иммунитетом при отсутствии неврологических патологий.

В группе риска находятся дети, пережившие кислородное голодание во время беременности и родов, имеющие органические пороки ЦНС и сердца, тяжелые заболевания дыхательной системы, страдающие атопическим дерматитом, а также часто болеющие простудными заболеваниями, малыши. Перед каждой вакцинацией обязательно обследуйте полностью ребенка у врача, которому вы доверяете.

В любом случае, когда ребенок внезапно замолчал, лучше перестраховаться и показать его хотя бы педиатру, чтобы исключить серьезные патологии и не упустить время. Перед визитом проанализируйте, что могло стать причиной исчезновения речи, это поможет врачу быстрее поставить правильный диагноз и оказать необходимую помощь.

Источник: http://karkusha.su/rebenok-nachal-govorit-i-perestal-7-prichin-i-chto-delat/

Если ребенок не говорит: волноваться или ждать?

Любая мама легко понимает своего ребёнка и без слов, однако нормы развития диктуют нам, что малыш определённого возраста должен иметь обязательное количество слов в словарном запасе. Что делать, если этот запас скуден: паниковать или спокойно ждать?

Самое верное – это изучить возрастные нормы речевого развития.

Причём узнать их не только у своего педиатра, а почитав современные(!) книги по развитию ребёнка и проконсультировавшись с детским невропатологом, логопедом и психологом.

Читайте также:  Аллергия на солнце у детей: симптомы и лечение

Затем стоит поинтересоваться у бабушек о том, как происходило становление речи у вас и вашего мужа. Возможно, это семейная особенность — долго копить знания, а потом разом начать их использовать.

Окружение

Образ жизни малыша, принятый в семье, безусловно, оказывает влияние на развитие речи. Если мама по своему характеру молчунья и именно она находится с малышом практически всё время, то речь может запаздывать вот по какой причине: мама угадывает потребности малыша без слов, и ему просто нет необходимости говорить. В этом случае маме нужно срочно сменить тактику.

Каждое своё действие нужно сопровождать словами. «Вот сейчас мы наденем штанишки, сначала правую ножку, потом левую ножку, подтянем поясок. Давай ножку, наденем носочек, тебе нравятся такие яркие носочки?» Другими словами мама должна болтать без умолку, описывая всё, что видит и делает. Это позволит малышу существенно обогатить пассивный словарный запас.

А для увеличения активного, задавайте вопросы, «не понимайте» малыша, когда он объясняет жестами, конечно, когда это уместно. Малыш показывает на кружку, а вы говорите: «А что же Сашенька хочет? Может, поиграть с кружкой?» Если малыш не готов ещё произносить слова самостоятельно, то помогайте: «Саша хочет пить, вот сейчас мама возьмет графин и нальёт Сашеньке в кружку воды.

Нравится тебе водичка, сынок?»

Разнообразьте окружение малыша, он должен слышать разную речь, чтобы научиться распознавать слова. Бабушки, подруги, другие дети, которые умеют говорить – подключайте всех, однако не делайте проблему речи единственным центром своего внимания.

Помните о том, что дети очень чувствительны к стрессам, это может приводить к некоторым запаздываниям в развитии, чаще всего временным.

Ребенок серьёзно болел, вы куда-то переехали, резко сменился режим малыша или атмосфера в семье стала напряжённой – всё это может стать причиной задержки активных проявлений речи, и это нормально! Не принимайте участия в соревнованиях других мам на детских площадках по поводу развития детей.

Во-первых, все малыши разные, семьи и условия воспитания тоже отличаются, поэтому сравнения не имеют смысла. Во-вторых, желая похвастаться успехами своего ребёнка, мамы часто из лучших побуждений приукрашивают действительность.

Ребенок перестал говорить, что делать

Когда стоит бить тревогу:

  • если вы заметили, что ребёнок перестал говорить те слова, которые говорил ранее;
  • если он явно не понимает обращённую к нему речь;
  • если к двум годам не пытается строить фразы из двух слов, а использует только звуковые обозначения: «кис-кис», «пи», «ма» и прочее;
  • если есть сильные искажения звуков, так что речь разобрать практически невозможно;
  • если вы зациклились на проблеме речи вашего малыша;

Всё это не означает, что у ребёнка есть какая-то патология. Это лишь повод, не откладывая, обратиться сразу к нескольким специалистам — детскому невропатологу, логопеду, ЛОР-врачу, детскому психологу, педиатру. Их консультация позволит вам составить полную картину и выявить причину задержки речи. А самое главное, успокоит маму и позволит от бессмысленных волнений перейти к действиям.

Источник: https://DetStrana.ru/article/rebenok-1-3/razvitie/rebyonok-ne-govorit-bit-trevogu-ili-zhdat/

Если ребенок не реагирует на обращение и просьбы

Ребенок перестал говорить, что делать

На прошлой неделе в рассылке я задала вопрос: “Что вас беспокоит больше всего в ребенке, себе, семье?”

После этого на меня обрушилась лавина писем с ответами на этот вопрос. И они продолжают поступать :).

Чтобы ответить всем — мне понадобится время, поэтому большая просьба набраться терпения. Сейчас я структурирую ваши письма, чтобы подготовить ряд статей. У нас получится нечто в форме письменного марафона :).

И сейчас вы уже можете прочитать ответ на первый вопрос от мамы Юлианы:

“Больше всего меня сейчас беспокоит развитие моей дочки.
Ей 1,5 года. Дело в том, что она практически не реагирует, когда ее зовут, на свое имя, просьбы что то дать, подойти, посмотреть. Мне это кажется странным, особенно когда я вижу, как отличаются в этом плане ее сверстники.

Когда ей что-то объясняешь, она вообще не смотрит в сторону говорящего, ну может в 80-90 % случаев. Но со слухом у нее все в порядке и говорит она уже несколько слов, как мама папа, кать, пить, кака, около 10 слов наверно.

И если например, сказать ей что-то, что я как понимаю, она хочет делать — пойдем смотреть мультики, например, то она быстро туда направляется… А одеваться на улицу или кушать, одевать памперс — ее приходиться тащить буквально.

На запреты реагирует, но часто выражает недовольство криком или плачем, если куда-то не пускаю ее или что то не даю делать. Рвать цветы на клумбе, например.
Это вообще нормальное поведение ребенка или стоит что-то делать по этому поводу??”

Добрый день, Юлиана!

Спасибо за ваш вопрос и описание ситуации!

Для 1,5 годовалого малыша вполне нормально явление протеста во время переодевания или сопротивления предстоящим событиям (еда, сон, прогулки, лечение, путешествия и т.д.). Этот период нужно просто спокойно переждать, параллельно корректируя свой подход к ребенку.

В этом возрасте впервые начинает проявляться понимание причинно-следственных связей, т.е. ребенок видит, что на его протесты родители ведут себя странно: прежде милые и ласковые, они вдруг злятся и кричат. И малыш как бы думает: «Интересно… А что будет, если я…?» «А что потом?» «А вот это что такое?»

Здесь на первый план выступает осознание у малыша своего психологического отделения от вас, мамы (физическое отделение совершилось еще в роддоме )).
Итак, если раньше он был вашей частью, и вам было легко с ним общаться. А теперь что ни каждое действие — сразу трение: «Не-е-т!» и неизбежная ломка прежнего поведения.

Итак, вам по этому поводу волноваться не стоит. Нужно просто приглядеться к крохе и немного изменить свой стиль общения: где-то предоставить свободу больше, чем было, где-то схитрить, вовлечь в увлекательную игру, а где-то просто переключить.

Чем меньше получает кроха запретов (они должны быть продуманными) в этот активный период исследования окружающего мира — тем реже возникают ситуации «стычек» и капризов.

Чем чаще ребенок получает возможность что-то делать руками, ногами и всем телом (пересыпать, перебрать, поставить, потянуть, бросить, поднять, подползти, схватить и т.д.) — тем лучше восполняется его жажда к исследованию и легче направляется общее поведение в нужное русло.

И наоборот, малыш, получающий слишком мало сенсорных впечатлений, будет беспокойным и капризным, чаще ныть т.к. базовые потребности в связи с его возрастом — не удовлетворяются.

Очень хорошо помогает в этом плане:

  • владение собой (персонально каждому родителю предписание иметь мешок терпения и колодец любви))
  • преобразование окружающего пространства и его адаптация под подрастающего малыша (все опасное, нежелательное убираем, а все, что способствует физическому и психическому развитию — даем продуманно и дозировано).
  • стабильный режим и предсказуемость в течение всего дня (бессистемность и хаос — частый спутник капризам).
  • разбор промахов и выстраивание оптимальной стратегии (анализ помогает учитывать ошибки и достижения).

На тренинге «Как преодолеть капризы у ребенка»  мы разбираем этот период, начиная с 1-1,5 года. Анализируем себя, поведение ребенка, его соответствие общим нормам психического развития и ищем пути, чтобы смягчить и преодолеть возникающие сложности в поведении и капризы. Наши мамы выполняют домашки и получают обратную связь от меня индивидуально. Очень рекомендую этот материал для изучения.

Что касается вашего второго вопроса о дочери («не реагирует, когда ее зовут, на свое имя, просьбы что то дать, подойти, посмотреть; не смотрит в сторону говорящего»).

Без дополнительного анализа ситуации ответить на этот вопрос невозможно. Пока навскидку что могу предположить — по какой-то причине у вашего ребенка недостаточно сформирован тесный эмоциональный контакт с близким и значимым Взрослым (мамой, папой).

Ребенок может:

  • или уходить от зрительного контакта, проявлять аутистические черты характера, погружаться в предметный мир больше, чем нацеливаться на вербальное общение.
  • или просто упрямиться и делать вид, что не слышит, хотя все прекрасно понимает и чувствует, и с общением все в порядке.
  • или же это особенности характера и темперамента (любит игру с самим собой, малообщителен, интровертирован по отношению к окружающим).
  • Чтобы получить полный ответ и, тем самым, исключить все тревоги касательно общего поведения и сенсорного развития соответственно текущему возрасту, проще всего обратиться к психологу, чтобы провести несколько диагностических заданий по этим сферам и определить, где и что «проседает»:
  • зрительное восприятие
  • слуховое восприятие (не в плане слышит-не слышит, а в плане понимания обращенной речи и соответствующей реакции)
  • тактильное восприятие, чувство равновесия, телесный контакт
  • эмоционально-волевая сфера
  • мелкая, крупная моторика
  • речевое развитие
  • уровень мышления
  • характер игровой деятельности

Также следует проанализировать анамнез жизни ребенка (как прошли роды, были ли осложнения, заболевания, реакции на прививки и т.п.). И семейный срез (семейный климат, стиль воспитания, внутренние отношения между родителями и ребенком).

Вы можете самостоятельно найти хорошую литературу по диагностике, например, отличный вариант: “Стимульный материал для диагностического обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста” под ред. Н.В.

Серебряковой, почитать книги по эмоциональному развитию детей, например: Баенская Е.Р. “Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием.

Младший дошкольный возраст”, поиграть в эмоциональные игры (тактильные объятия, потешки, пальчиковые игры, массаж со смешными стишками) и т.д.

Если нет возможности все это находить самой — можем провести данную диагностику и, если понадобится,  наметить путь к коррекции на нашей индивидуальной консультации.

Формат: общение в скайпе или по е-мейлу, на этапе диагностики я подготавливаю чек-листы и даю обратную связь по каждому пункту. Вы получите ряд заданий, чтобы в естественных условиях дома протестировали малышку и определили ее текущий уровень.
Понадобится около недели в среднем: на проведение диагностики, чтобы не перегружать ребенка.

После консультации вы увидите общую картину развития по ключевым пунктам. Вы поймете, куда нужно двигаться дальше в плане коррекции, на что сделать акцент, если выявится несоответствие, чтобы помочь ребенку развиваться правильно.

Источник: https://detpsycholog.ru/esli-rebenok-ne-reagiruet-na-obrashhenie-i-prosby/

Ребенок перестал говорить

Список всех форумов
(версия для печати)

Помесячная
карта форума Родительское собрание > Детская психология и
развитие(версия для печати)

Все
темы форума Родительское собрание > Детская психология и
развитие за 2007 Октябрь (версия для печати)

Сообщение 32358142.   Везунья     Статус: Опытный пользователь   Время: 21:21   Дата: 21 окт 2007

Моему сыну 1,2 года. Он толком никогда и не говорил. Но бывало, что скажет мама или деда. А так все время болтал по-своему(ма-ба-дя….) А пару недель назад (может дней10) замолчал. Точнее он мычит. Он как буд-то нам что-то рассказывает, но мычанием. Согласные слоги пропали совсем. Седня вызывали невролога. Ему это тоже не понравилось, но он велел наблюдать какое-то время. Скажите, плиз, у кого такое было? Что делать с мелким?
Делать ничего не нужно, действительно, просто понаблюдайте еще. Вообще, слышала, что такое частенько бывает у деток. Нужно ждать какое-то время, потом они снова начинают болтать.
А прививку недавно никакую не делали? Больше ничего странного не наблюдаете? Что то еще в ребенке беспокоит?
Прививку не делали. Мы вообще от них отказались. Сделали только по дури 2 гепатита и БЦЖ. В остальном проблем нет. Он на диалог идет, но вместо лепета или слов получается только мычание с закрытым ртом.
А речь понимает? Простейшую просьбу «дай» и т.д. выполнит? В принципе это встречается. Ребенок начинает лепетать, говорить, а потом замолкает. Но при этом не должно страдать понимание речи, эмоциональное общение, познавательный интерес, не меняться активность. И естественно отслеживать, чтобы не пропадали другие навыки (контакт глаз, указательный жест и др.)Попробуйте проанализировать ситуацию, что изменилось в последнее время, может ребенок на что то среагировал.
Нет, с пониманием речи все нормально. Заметно, что ребенок развивается. Он очень общительный и любознательный. Вот только говорить не хочет.
Не хочет — научим 🙂 Побольше сейчас игр на эмоциях, стишки, песенки, постоянные рассказы об окружающем ну и пр. Активность физическую повышайте, пальчиковые игры, телесный контакт с мамой. Развивайте понимание речи. И самое главное не просите его, что нибудь повторять за Вами. Просто комментируйте все, что делаете сами и что делает ребенок. Найдите то положительное в общении, что ему нравится больше всего (обнимания, щекотка, песенка или стишок) и почаще это практикуйте, в результате ребенок будет тянуться к Вам, а под это дело можно учить слогам и словам. Т.е. произносите слог или слово, выжидательно смотрите на ребенка, потом повторяете еще раз и даете поощрение (предположим обнять ребенка, пощекотать, похвалить). Очень скоро он поймет связь и будет пытаться повторять за Вами. Главное найти стимул 🙂 Мы например горшок освоили за шоколадку.
А как может быть с прививкой связано? Я уже сама обеспокоилась как прочитала. Дело в том что у нас ребенок до 1.3 начинал уже говорить отдельные слова, потом АКДС и очень долго болел месяц наверное… А после — как отрезало речь, начал мычать опять. Показывала неврологу — ничего не находила.. А сейчас в 2.2 года — тоже ничего толком не говорит..очень мало, но ребенок не заторможенный и все понимает, хорошая память, до 10 считает но на своем пока труднопонимаемом языке, знает уже некоторые буквы. А у невропатолога стоит диагноз — задержка умстренного развития. Я просто провела параллель — очень похоже после прививки начала такая беда с речью…
Я не знаю, как это связано, но очень часто слышу, что ребенок перестал что-либо делать (в т.ч. говорить) после прививки. И невролог у нас первым делом о прививках узнал.
Это нормально, консультировалась с врачом. Мы тоже лет до 2 раза три замолкали на 2-3 недели. Сейчас в 2.5 говорим очень хорошо.
Сообщение 32364369.   Конька     Статус: Ветеран   Время: 03:00   Дата: 22 окт 2007

У нас было такое! Дочка очень рано начала говорить. В год у нее было около сорока слов, и даже предложения из двух-трех слов («Вода пить», «Люблю мама папа», «Гавкалка ав»). Была и масса звукоподражаний. Когда ей было 1.4 к нам в гости приехала моя сестра со своими детьми. Я очень была рада племянникам, особенно младшему, он ко мне лип, я много времени проводила с дочкой и с ним. И моя дочка жутко приревновала. Она начала все время проводить на ручках, стала вдруг снова ползать и ПЕРЕСТАЛА ГОВОРИТЬ! Совсем, как будто никогда и не умела. И не говорила совсем ничего она почти полгода. Только в 1.8 стали снова звукоподражания появляться. Я жутко волновалась! А в 1.10 как прорвало, десятки слов в день добавлялись. К двум годам она уже очень хорошо для своего возраста говорила.
Сообщение 32372999.   Anonymous     Статус: анонимный пользователь    Время: 13:26   Дата: 22 окт 2007

Моц в год говорил слов 10.Когда ему было полтора — родилась малышка у нас.И он перестал говоритьи общаться.Ему сейчас три, почти неговорит, и общается совсем плохо…уже не знаем что и делать…
Сообщение 32373646.   Наталия_Д     Статус: Пользователь   Время: 13:44   Дата: 22 окт 2007

Вот здесь есть интересные и познавательные ссылочки на речевое развитие, гляньте http://www.danilova.ru/phpbb/viewtopic.php?t=3572 в остальном только повторю слова девочек — сами успокойтесь, понаблюдайте и если уж ситуация покажется совсем критичной, то попросите вашего невролога дать направление в логопедический центр, все таки это в компетенции логопеда, а не невролога (на всякий случай — логодеы бывают не только дефектологи, но и по речевому развитию :))
Читайте также:  Арбуз при грудном вскармливании: можно ли его есть

Источник: https://eva.ru/static/forums/137/2007_10/1120997.html

После простуды мальчик перестал говорить

Екатерина СЛАБЫШЕВА «постучалась» на нашу страничку «ВКонтакте» в октябре этого года. Среди десятков других пользователей интернета, которые добавляются в друзья к «Мещерке» каждую неделю, я почему-то сразу обратила внимание именно на нее.

Как и у многих молодых родителей, в фотоальбоме у Екатерины множество детских фотографий. Особенно младшего сына – светловолосого мальчишки лет пяти с огромными голубыми глазами. Один из снимков был подписан так: «Марк очень хочет говорить».

Я спросила в личном сообщении: «А что у вас с ребенком?» И Катя рассказала о тяжелой болезни сына, из-за которой речь мальчика все еще походит на детский лепет.     

Наш разговор, начатый в соцсети, спустя несколько дней продолжился при личной встрече. Екатерине Слабышевой 30 лет. Вместе со своей семьей она живет в Рыбном, работает на одном из рязанских заводов, воспитывает двоих сыновей.

— Своего старшего, Максима, я родила рано — в 20 лет, — рассказала Катя.  – С его отцом мы прожили недолго. Когда сыну и года не было, муж погиб – задохнулись с другом в машине. С тех пор Максима растили и воспитывали только я и моя мама. Ей пришлось оставить работу, чтобы я смогла трудоустроиться и зарабатывать за нас двоих.

О личной жизни Екатерине думать было некогда. Но судьба распорядилась так, что на дне рождения одной из подруг молодая женщина познакомилась с Сергеем.

— Он тоже родом из нашего Рыбновского района, но последние годы работал и жил в Москве. До этого вечера мы знакомы не были, — делится воспоминаниями Катя, – но понравились друг другу с первого взгляда. Спустя несколько дней Сережа уехал в Москву. Так началась наша долгая переписка. Рассказывали друг другу всю свою жизнь. Он стал чаще приезжать в Рыбное, а потом решили пожениться.

В первый раз у меня не было свадьбы: просто расписались – и все. А с Сережей очень хотелось и праздника, и гостей, и белое платье. Он ответил: «Хочешь – значит, будет». И даже взял кредит, чтобы оплатить все расходы на торжество. А пока готовились к свадьбе, я узнала, что беременна.

Так что праздник пришелся на самый разгар токсикоза, но мы были так счастливы, что это не испортило впечатления.

В феврале 2013 года на свет появился Марк. За несколько недель до намеченных родов Екатерину положили в роддом. По плану ей должны были делать кесарево сечение, поскольку в первый раз тоже «кесарили».

— Понятно, что во время операции я была в сонном и несколько заторможенном состоянии, но все равно слышала, о чем говорили врачи, — вспоминает Катя.

—  И в какой-то момент по ситуации я поняла, что мне сделали надрез меньше, чем нужно. В операционную были вызваны другие медики – на подмогу моим.

Что они там делали – понять сложно, но в итоге, когда сына наконец достали, он даже не заплакал. На грудь мне его не положили, тут же направили в реанимацию.

Правда, спустя несколько дней малыша перевели в отделение новорожденных и даже сделали прививку АКДС. С нее-то, по словам Екатерины, и начались проблемы. Младенцу стало плохо, а еще через какое-то время новорожденного с мамой перевели в больницу с пневмонией.

— К году мы переболели всем, чем только можно, но со всем справлялись, хотя я все меньше уделяла внимание старшему – с ним была бабушка, — рассказывает Екатерина.

Голос у нее низкий, сильный, не слышно в нем ни одной нотки безысходности и уныния. В год и месяц Марк сделал маме подарок к 8 Марта – пошел.

— К этому времени он уже говорил «мама», «папа», ну и некоторые другие слова, — рассказывает Екатерина. – Определили его в младшую группу детского сада, я вышла на работу, думали – все наладилось. И вдруг… новая простуда и ужасный стоматит, после которого Марк перестал говорить. Вообще.      

Обеспокоенные родители бросились с ребенком к невропатологу, но врач заверил, что все нормально, и выписал витамины. Родные ждали, что малыш снова скажет хоть слово, но тщетно. Марик молчал. А вскоре из детского сада стали звонить воспитатели: «Ваш мальчик то беспричинно плачет, то беспричинно смеется, то бьется головой о стену. Сделайте что-нибудь!»  

— Я была в шоке, бегала от одного специалиста к другому, но ничего внятного мне не говорили, — рассказывает Екатерина. – Только к трем годам один опытный врач поставил диагноз: последствия перинатального поражения центральной нервной системы, аутизм.  

Для молодых родителей это был настоящий шок. Мириться с заболеванием ребенка нельзя: малыш не мог даже показать, что хочет, что его беспокоит, что болит. Все это выливалось в ужасные истерики, справиться с которыми родным едва удавалось.

— Мы решили, что будем бороться с этой болезнью, причем всей семьей, — рассказала Екатерина.  – Сына пришлось перевести в специализированный сад в Рязани.

Конечно, это очень неудобно, ведь у нас нет машины, поэтому из Рыбного до Московского шоссе приходится ездить на маршрутке, а уже оттуда – на работу. И так каждый день, в любую погоду. Лекарства, уколы – все это ежемесячно выливается в крупную сумму.

Но когда веришь, что это поможет, откуда-то берутся силы работать больше. Конечно, к дефектологам можно попасть и бесплатно, но только по одному разу в неделю, а этого явно недостаточно.

Два года регулярных занятий с дефектологом, а также кинезитерапии дали результаты. Марик стал намного спокойнее и покладистее, а главное, вспомнил два заветных слова: «мама» и «папа».

— А еще он говорит «Дай-дай-дай», когда ему что-то нужно, — не без гордости сказала Екатерина. –  Для нас это настоящая победа!

Зачастую молодые супруги, сталкиваясь с серьезной проблемой – и ею нередко становится именно болезнь ребенка, – начинают ссориться, скандалить, семья рушится. В семье Слабышевых, наоборот, все сплотились, чтобы справиться с диагнозом Марка. И папа малыша, и его старший брат, и мама с бабушкой – все общаются с ним так, как это соответствует его возрасту.

— Максим его безумно любит! Как только приходит из школы – тут же летит заниматься с ним, и с каждым днем Марк проявляет к их совместным играм все больше интереса, — говорит Екатерина.

Недавно женщина узнала о том, что детям, страдающим аутизмом, очень помогают занятия с дельфинами. Удовольствие это, правда, не дешевое. Курс из десяти сеансов — 50 тысяч рулей. Да и пробиться нелегко: места в Москве забиты до декабря 2018 года, даже на пробные занятия запись закрыта до марта. Желающих много.

— А я все равно звоню практически каждый день и спрашиваю, есть ли свободные места, — говорит Катя. – Каждый раз верю, что сегодня мне точно повезет! Хотя и денег-то мы пока не собрали. Но надеюсь – все получится.

Несколько месяцев назад Марик наконец заинтересовался машинками: играет с ними, возит по квартире, как обычный мальчик.

—  Какое же это счастье – видеть, как твой ребенок играет с машинками! – признается Екатерина.  – Я так этого долго ждала и вот могу любоваться. Но наша сама главная мечта – чтобы он научился говорить. И я знаю, он тоже этого очень хочет.

Дорогие читатели, родителям Марка очень нужна помощь в сборе средств на лечение. О том, как это сделать, а также все ознакомиться с диагнозом мальчика и информацией о ходе его лечения можно здесь https://m.vk.com/wall-111541258_1634 .

Источник: https://www.province.ru/ryazan/zhizn/posle-prostudy-malchik-perestal-govorit.html

Ссылка на основную публикацию